Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема 81. Стихотворение А.А. Фета «Это утро, радость эта…».

(Восприятие, истолкование, оценка.)

Я не стану предлагать своим выпускникам на консультации готового разбора этого стихотворения, а попытаюсь, используя фрагменты сочинений, предупредить некоторые возможные ошибки и показать рациональные пути.

“Это стихотворение о чудесном, на мой взгляд, времени года — о весне”. Мы обсудим, насколько в этом предложении уместны выделенные слова.

“В его стихотворениях природа словно живое существо, неповторимое, прекрасное”. Разберём, почему нельзя так писать. Во-первых, такие слова могут быть сказаны о каждом поэте. Во-вторых, их лучше не произносить, потому что природа просто живая, а не “как существо”, и нельзя назвать “существо” неповторимым.

“Стихотворение не содержит никакой идеи, оно просто говорит нам: «Пришла весна, и это прекрасно»”. На примере этой фразы вспомним об обвинениях в “безыдейности”, предъявляемых поэту, скорректируем, убрав жёсткое “не содержит” и лишнее “нам”.

“Фет доводит стихотворение до музыкального звучания.

Огромный лирический талант поэта в том, что он умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой”.

Отметим в этих высказываниях то, что по смыслу близко к стихотворению, и доведём их речевое оформление до приемлемого.

“Фет описывает весенний день, и каждая строфа — определённый промежуток этого дня. В первой строфе перед нами «утро», в котором мир целый и неразделимый; во второй он дробится на предметы, в третьей мы видим вечер, в котором предметы превращаются в состояния”. Решим, устраивает ли нас такое освещение идейно-композиционной структуры стихотворения, поймём, “что хотел сказать автор”, и исправим речевую ошибку.

“Читая это строки, можно представить себе целостную картину и расцветить её своими красками. Пчёлы — золотистые, мошки — серебристые, лёгкие, пух — зеленовато-жёлтый, капли — жемчужные…” Рассмотрим вопрос о корректности такого рода “рисования” (мнения наверняка разойдутся), его достоинства (подключается воображение, текст осваивается личностно) и недостатки (это уводит от текста). Окончательный выбор — за пишущим.

В заключение рассмотрим фрагмент работы, которая в правке нуждается минимально. Обсуждать будем то, как можно “развернуть”, распространить приведённые тезисы. “Несмотря на отсутствие глаголов, явно чувствуется динамика стихотворения, непрерывное движение. Это достигается использованием существительных, обозначающих не предметы, а ощущения, действия: «мощь», «крик», «вздох». Можно говорить о звуковой динамике: «крик» сменяется «зыком» и «свистом», а затем «дробью» и «трелями», — и о временной динамике: после первых слов «это утро» следует строка «эта мощь и дня и света», а в третьей строфе «зори без затменья» сменяются «ночью без сна».

«Шестое», поэтическое чувство Фета не только сливает воедино все остальные ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные и осязательные), но порой стирает грани между ними, особенно между зрением и слухом. Слуховые и зрительные образы, гармонично заключая в себе друг друга, сливаются в некое единое целое, например, «вздох ночной селенья», «этот крик и вереницы»”.

Рейтинг@Mail.ru