Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2005

Я иду на урок

Готовимся к сочинению

Тема № 72. Почему Н.В. Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» “немой сценой”?

Обратим внимание учеников на то, что “немая сцена” в «Ревизоре» — это один из кульминационных моментов в пьесе. Степень потрясённости героев пьесы после сообщения о том, что “приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе”, лучше и выразить невозможно.

Поза каждого персонажа очень красноречива. Наиболее выразительны позы городничего — “посередине в виде столба с распростёртыми руками и закинутою назад головою”, — как бы взывающего к Богу, а также его жены и дочери “с устремившимся к нему движением всего тела”. К кому же они ещё бросятся за защитой?.. Предложим ребятам понаблюдать и за другими актёрами этого “театра мимики и жеста”: почтмейстером, Лукой Лукичом, Земляникой…

Можно сообщить нашим ученикам и о том, что немая сцена написана Н.В. Гоголем под влиянием картины К.Брюллова «Последний день Помпеи», что сцена эта — новаторская. Здесь впервые в русской драматургии Гоголь использует приём паузы. Можно напомнить ребятам и о том, что в других произведениях Гоголя мы тоже встречаемся с “немыми сценами”, например, в повести «Вий».

По мнению уже упоминавшейся мной Н.М. Азаровой, “приём «окаменения», «омертвения» — один из любимых гоголевских приёмов <…> он был заложен в основу изображения помещиков в «Мёртвых душах» (омертвение живого — оживление неживого)”.

Рейтинг@Mail.ru