Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2005

Читальный зал

КНИЖНАЯ ПОЛКА

В.Н. Александров: ТВОРЧЕСТВО А.С. ГРИБОЕДОВА: Рабочая тетрадь по литературе для учащихся старших классов средней общеобразовательной школы В.Н. Александров:
1) ТВОРЧЕСТВО
А.С. ГРИБОЕДОВА:
Рабочая тетрадь
по литературе
для учащихся
старших классов
средней
общеобразовательной
школы;
2)ТВОРЧЕСТВО
А.С. ПУШКИНА:
Рабочая тетрадь
по литературе для
учащихся старших
классов…
Челябинск:
Издательский центр
«Взгляд», 2004.
47 с.;79 с.
В.Н. Александров: ТВОРЧЕСТВО А.С. ПУШКИНА:Рабочая тетрадь по литературе для учащихся старших классов… Челябинск: Издательский центр «Взгляд», 2004. 47 с.; 79 с.

Всё реже захожу в те отделы книжных магазинов, где продают книги для учителей: издательства отучили, слишком мало за последние годы появлялось умных и — главное — полезных книг, которые можно было бы не только пролистать, а активно использовать в работе. С годами уменьшается количество книг, давно занявших место на полке рядом с рабочим столом — чтобы брать не глядя, привычным движением, — там стоит необходимая почти каждый день методическая литература: многие пособия морально устаревают, появляются собственные наработки. Но есть книги, которые находятся под рукой и в прямом, и в переносном смысле слова долгие годы. И те, о которых мне хочется сказать сейчас, безусловно, станут такими. Имя Владимира Николаевича Александрова должно быть знакомо тем, кто регулярно следит за новинками методической литературы: в 1999 году его книга «Знаю, понимаю, могу: Пособие-тетрадь по литературному моделированию» вышла в издательстве «Школа-пресс» в серии «ШАНС — Школа абитуриента: научись сам».

Ценность данного пособия в том, что учитель и ученики найдут в ней не шпаргалку и образец — в рабочих тетрадях представлена обучающая технология. Система учебно-тренировочных упражнений, разработанных В.Н. Александровым, — это система работы по развитию речи учащихся — в широком смысле этого слова. Автор моделирует самые разные речевые ситуации, и в процессе выполнения упражнений ученики усваивают основные литературоведческие и — шире — культурологические понятия, приобретают навык осознанного использования терминов; выполнение заданий помогает учащимся овладеть различными видами письменных высказываний по литературе.

Не все виды заданий будут приняты безусловно (но не будем забывать о том, что они придумывались для конкретных учеников), какие-то могут показаться излишне простыми на первый взгляд. В.Н. Александров пятнадцать лет преподавал литературу в старших классах, как он сам пишет, “обычной сельской школы”, поэтому предлагаемые им задания “рассчитаны не на вундеркиндов, а на обычных учеников”. Я уже давно работаю в одной из известных московских гимназий и могу сказать, что мне становится всё труднее научить своих немного читающих, мало высказывающихся на школьных уроках гимназистов писать сочинения. Но методика, предлагаемая Александровым, помогает поэтапно овладевать этим навыком. Для многих учеников необыкновенно полезными оказываются упражнения репродуктивного характера (они даются с пометкой “клише”), другие, минуя этот этап, с удовольствием выполняют самостоятельные и творческие задания. Безусловная ценность упражнений всех типов в том, что они учат внимательному отношению к слову (в рабочих тетрадях много заданий, где в составленном автором тексте много “лакун” — необходимо включить слова или выражения, выбрав их предварительно из ряда предложенных — терминов, синонимов…), заставляют, не скользя по поверхностному слою текста, вчитываться в художественное произведение и пытаться понять авторский замысел. В этом учебном пособии учитель найдёт задания, выполнение которых формирует навык вдумчивого прочтения критической статьи.

В условиях сильнейшего дефицита учебного времени эти рабочие тетради помогают интеграции учебных дисциплин. Примеры таких заданий: в рабочей тетради по творчеству Грибоедова ученикам предлагается выполнить упражнение № 7 «Точное слово»: распределить данные словосочетания в две колонки (вставив пропущенные буквы); используя словосочетания из предыдущего задания, построить предложения: “1) Чацкий — это __________, который __________. 2) В пьесе А.С. Грибоедова источником конфликта является не ссора наивного воздыхателя со своей капризной возлюбленной, а непримиримое противоборство ______________________ с ____________. Многие задания “обучают” грамотному и точному использованию цитат из художественного текста и текста критической статьи.

Конечно, и в данном пособии можно найти “ляпы” (например, вопрос “Где разворачиваются чувства и мысли лирического героя? Почему?” — о пушкинском «На холмах Грузии…»), но их количество ничтожно мало.

Очень хотелось бы, чтобы «Рабочие тетради», изданные на Урале, стали доступны всем российским словесникам, не исключая столичных.

Римма Храмцова