Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2005

Архив

Трибуна

День учителя литературы: перепад температур

О нынешней бесконечной, выматывающей зиме говорить уже не приходится: мы прочувствовали её, что называется, всеми фибрами как души, так и тела, осталось только попасть ей в творения современной изящной словесности (с этим, надо полагать, господа сочинители не промедлят). Вот и словесников, собиравшихся на День учителя литературы, утро 30 марта встречало лёгким восьмиградусным морозцем. Но в городском Доме учителя, традиционном месте проведения наших педагогических марафонов учебных предметов, как всегда, было тепло и уютно, а потом и вовсе начались такие страсти, что о царившем за окнами метеорологическом беспределе все позабыли.

Тон всего Дня был задан на Круглом столе «ЕГЭ и проблема выпускных экзаменов–2005». Общий пафос абсолютного большинства выступлений можно выразить одним словом: “Устали!” Как все мы устали от этой бесконечной зимы, так и учебно-педагогическое сообщество устало от бездумно-безумных экспериментов со школьным преподаванием литературы, производимых чиновниками от образования. Как их ни реформируют, а они только крепчают и всё жёстче бьют по самим основам российского гуманитарного образования, складывавшегося веками и выдержавшего к тому ещё проверку разными властями. Даже большевики не позволяли себе такого нигилизма по отношению к нашей литературе! Горько думалось: эта зима когда-нибудь кончится, а вот энергия разрушителей, которые, между прочим, имели возможность учиться ещё в школах с полноценным преподаванием литературы, — увы, не иссякает!

Впрочем, наш пессимизм начинал таять, когда мы переходили в другие залы Дома учителя, где проводились мастер-классы, семинары, другие занятия, посвящённые конкретным проблемам преподавания литературы. Программа Дня нашим читателям, даже тем, кому не удалось на нём побывать, хорошо известна (см. № 4 «Литературы»). И она была выполнена. Мы ведь прекрасно понимаем, что кроме искусственных проблем, создаваемых ненавистниками литературы, есть и серьёзные проблемы совершенствования литературного образования, главная из которых — образование самого словесника, уровень его интеллектуального развития, его профессиональная подготовка.

На марафоне была высказана идея о необходимости создания движения в защиту российского традиционного литературного образования. Она, между прочим, прямо соотносится с нашей редакционной идеей организовать содружество словесников — СоСловие со сходными целями. Об этом мы писали в газете некоторое время назад, но тогда сколько-нибудь энергичных откликов не получили. Теперь, очевидно, время пришло.

Редакция «Литературы» выражает сердечную признательность всем тем, кто пришёл 30 марта в Дом учителя, и тем, кто был хотя бы мысленно в этот день с нами вместе.

Спасибо нашим ведущим — учителям Римме Анатольевне Храмцовой, Юлию Анатольевичу Халфину, профессорам Владимиру Константиновичу Сигову, Владимиру Павловичу Смирнову, Игорю Олеговичу Шайтанову, а также Льву Соломоновичу Айзерману, Ольге Сергеевне Барановой из г. Полярные Зори Мурманской области, Наталье Васильевне Беляевой из Твери, Зинаиде Васильевне Блиновой из Симской школы Владимирской области, Наталье Владимировне Ждановой (Украина, газета «Зарубежная литература»), Татьяне Викторовне Кулигиной из Иваново, Елене Станиславовне Романичевой, Ольге Александровне Ткаченко из Сургута, Ирине Васильевне Щербине.

Надеемся, что традиция Педагогического марафона в следующие годы только укрепится.