Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2005

Я иду на урок

Я иду на урок

Ольга Сухарина


Ольга Николаевна Сухарина (1965) — учитель русского языка и литературы школы № 71 г. Екатеринбурга.

Анализ лирического стихотворения на уроках литературы

Рисунок Амедео Модильяни «Анна Ахматова» (1911).

Анализ стихотворения — трудная форма работы на уроках литературы. У каждого учителя есть свои приёмы и методические находки. Единой схемы анализа стихотворения нет и быть не может, потому что каждое произведение искусств уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот доминирующий приём положить в основу анализа, соотнеся с ним все другие особенности.

Хотя жёсткого алгоритма анализа нет, но существуют некоторые общие принципы и приёмы, знание которых помогает в исследовании произведения. Анализ стихотворения должен показать, как глубоко ученик понимает стихотворение (идею, чувства, образы; видеть, какими средствами они создаются). Читательское восприятие проверяется анализом. Анализ предполагает: рассмотреть название стихотворения (если есть), композицию; понять, каков художественный мир анализируемого произведения. Выяснить, есть ли в нём сюжет; что на первом плане: события или переживания лирического героя. Отметить, как представлены время и пространство в тексте, увидеть особенности словоупотребления, синтаксиса, звучания. Важно понять метрику, ритм, строфу, рифмы, ассонансы, аллитерации. Для более глубокого понимания текста нужно мобилизовать весь свой культурный кругозор, потому что анализируемое произведение нужно попытаться вписать в контекст творческого пути поэта, литературного направления, в культурологический контекст эпохи, замечая в стихотворении приметы времени, особенности стиля поэта. Принципиально важно, что анализировать стихотворение нужно в единстве формы и содержания.

Перед учеником стоит сложная задача — написать о том, как он понимает и воспринимает стихотворный текст. Для более глубокой оценки лирического произведения ученик на уроках должен неоднократно тренироваться, выполняя задания, направленные на формирование навыков анализа стихотворения. Как учителю построить свою работу на уроке, чтобы ученики воспринимали стихотворение не только на уровне пересказа, но и попытались более осмысленно интерпретировать прочитанное? Универсального “ключа” к любому стихотворению нет, и каждый лирический текст может требовать разных приёмов анализа. Задача учителя в том, чтобы в каждом отдельном случае найти такой “ключ”. Учить анализировать стихотворение — работа кропотливая. Эта работа требует взаимного общения. Общаются поэт — учитель, поэт — ученик, учитель — ученик. Конечно же, учитель играет немаловажную роль в диалоге ученика и автора стихотворения.

Восприятие и понимание произведения читателем-школьником и его изучение под руководством учителя взаимосвязано, потому педагогу-словеснику при анализе текста важно не только учитывать своеобразие самого произведения, но и своеобразие его восприятия. Роль учителя в таких ситуациях сложная.

Я для обучения анализу лирического произведения использую логические схемы-планы. Подобные схемы можно предлагать ученикам готовые, сделанные учителем, можно составлять вместе с учащимися в процессе разбора произведения, можно просить детей составить подобные схемы самостоятельно.

При изучении ранней лирики В.В. Маяковского я составляю схемы вместе с ребятами. Берём за основу тезис, характеризующий ранний период творчества поэта, — противостояние лирического героя и окружающего мира, эпатажность поведения героя, его одиночество. Схема будет состоять из двух частей: в первой части дана характеристика лирического героя, во второй — представлены те, кому герой бросает вызов. Эта схема удобна при разборе стихотворения «Нате!» (1913), ученики собирают материал для характеристики обоих образов.

Учащиеся легко найдут в стихотворении нужные слова, труднее будет дать более глубокую оценку лирического героя. Именно логическая схема поможет детям сделать вывод самим. Метафора (бабочка поэтиного сердца) поможет представить мир лирического героя. Этот мир хрупкий, незащищённый, поэт раним, болезненно чуток, а окружающая его толпа бесцеремонна, груба, равнодушна, духовно бедна. Это помогают понять язвительные сравнения, эпитеты, метонимия, гипербола, найденные в тексте; работа оформляется опять с помощью схемы.

В результате такой работы ученикам понятно, почему герой надевает маску. Поведение героя в маске тоже анализируем, выстраивая определенную схему.

Вот таков мир героя, который спешит открыть свою душу, полную любви. Но оказывается, эта любовь никому не нужна, она осмеяна и растоптана теми, навстречу кому и устремилась “бабочка поэтиного сердца”.

Цель поэзии  — не “приёмы”, не “способы”, а познание мира и человека в нём. Но цель эту поэзия решает специфически, и только понимание этого своеобразия поможет ученику под руководством знающего учителя не игнорировать механизм постижения поэтического текста.

Подобная работа проводится и при разборе стихотворения В.В. Маяковского «Скрипка и немножко нервно» (1914). Схема строится на сопоставлении двух образов: скрипка и лирический герой.

Образ скрипки

1. Скрипка разревелась. (Найдите в тексте олицетворения.)

2. Почему скрипка плачет? Скрипка не одна, рядом другие инструменты. Скрипка из оркестра. Рядом барабан, тарелка, геликон. Как ведут себя инструменты?

3. Оркестр оживлён (опять работаем с олицетворениями).

4. Отношение к скрипке.

Вывод. В оркестре скрипку не понимают. Скрипка одинока, она страдает.

Каков же герой в стихотворении? Почему он устремился навстречу скрипке? Почему так громко предлагает скрипке свою помощь?

В результате сравнения учащиеся понимают, что главное для автора — показать не одиночество лирического героя, а желание быть услышанным и понятым. Одиноки две души, которые никто не слышит и не понимает. У Маяковского в стихотворении очеловечены инструменты — люди одеревенели.

Не секрет, что современным школьникам скучно анализировать стихотворные тексты, многие составные части анализа стихотворения для них остаются непонятными. Я считаю, самым ценным в работе с поэтическим текстом будет личностное восприятие и умение ответить на вопрос: что мне помогло понять лирическое произведение? Поэтому целесообразно чаще задавать вопросы: ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства? Зачем такая композиция? Зачем такая система стихосложения? Ответы на подобные вопросы помогут ученикам понять, какой глубинный смысл таится за каждым элементом стихотворения, какая самая главная авторская мысль постепенно открывается читательскому пониманию.

При анализе стихотворения В.В. Маяковского «Послушайте!» (1914) можно выстроить с учениками следующую схему.

В начале работы обратить внимание на название стихотворения. Это обращение, призыв, побуждение. Эта фраза повторяется в стихотворении, начинает и заканчивает произведение. Выполняет композиционную роль обрамления. Почему автор неоднократно обращает внимание читателя на глагольную форму “послушайте”?

Вывод. Душа героя тоскует по неземной красоте, желание соприкоснуться с этой красотой вырастает до космических размеров, заполняет собою весь мир. Для героя вопрос о звёздах — основной вопрос, он знает ответ на этот вопрос; а другие? Попытка реализовать свои потребности в гармонии с окружающим миром для героя оборачивается драмой.

Анализ стихотворения можно представить в виде такой схемы.

Метафора, анафора, градация, риторические вопросы, к ним добавляются и виды предложений, как по структуре, так и по цели высказывания.

Подобную работу я провожу и при изучении лирики А.А. Ахматовой.

Первая книга Анны Ахматовой «Вечер» (1912)

Перед тем как начать аналитическую работу, обязательно нужно обратить внимание на эпиграф к сборнику, определить роль этого эпиграфа. Нельзя не прочитать и первое стихотворение, открывающее книгу «Молюсь оконному лучу…»; строчки этого стихотворения задают тон всему сборнику. Главное, чтобы ребята поняли смысл метафоры “А сердце — пополам”. Именно этот троп и определяет настроение героини книги «Вечер», характеризует её чувства. В центре внимания чувства женщины, которая томится, радуется, печалится, молится и страдает. К.Чуковский об Ахматовой сказал: “У неё был величайший талант чувствовать себя разлюбленной, нежеланной”.

Анализ стихотворения А.Ахматовой «Песня последней встречи» (1911)
(схема-план даётся с некоторыми комментариями и заданиями)

1. Внутренние переживания героини раскрываются с помощью деталей. Найдите в тексте названные детали.

2. Сюжет — драма героини. Как реальные детали помогают понять происходящую драму?

Чувства, переживания

Перчатка — Я на правую руку надела // Перчатку с левой руки…

Ступени, шаги || Показалось, что много ступеней… шаги легки… грудь холодела…

3. Жанр стихотворения — песня, поэтому чувства обнажены, это прощание, это разлука, это расставание навсегда. В основе стихотворения — монолог разлюбленной.

4. Образ природы.

Несмотря на непреодолимое одиночество, героиня находит в себе силы вести диалог с природой (героиня и клёны). Какую роль играет природа в стихотворении?

Попытка подробного изображения окружающего мира передаёт стремление отстраниться от случившегося, заменить горькие, только что пережитые мгновения простыми, привычными, знакомыми вещами. Один клён, “шёпот осенний” — отвлечённый образ — властно зовёт за собой. Куда? В бесконечность небытия, одиночества, бесчувствия.

Диалог с природой — это спасение.

5. Мотив смерти: разлука с любимым равна смерти. Любовь в ранних стихах Ахматовой драматична: расставание несёт с собой боль и страдание.

Книга «Чётки»
Стихотворение «Помолись о нищей, о потерянной…» (1912)

Привожу пример схемы, составленной учениками.

1. Жанр — стихотворение-исповедь. Звучат откровения одинокой души в час молитвы, в тишине ночной.

2. Герой и героиня

Они разные. Не в этом ли причина, что они расстались? (Приём антитезы.)

3. Героиня взрослеет. Это происходит через боль утраты и одиночества. Её живая душа нуждается в поддержке, страшат и мучают воспоминания. Героиня многое поняла.

Во время разбора стихотворного текста используются традиционные приёмы: выразительное чтение произведения, комментированное чтение, беседа. Для учителя главное — привлечь к работе детей, чтобы они не были пассивными слушателями. В ходе обычного комментария выстраивается определённая схема, которая помогает увидеть главное в тексте, систематизировать полученные знания, последовательно изложить их. Логическая схема полезна ещё и потому, что помогает пронаблюдать взаимосвязь смысла стихотворного текста с языковыми особенностями. Ответы на поставленные вопросы: “Почему ты такой увидел героиню произведения? Что тебе помогло понять чувства лирического героя? Как изображает автор внутренний мир героя?” — и есть толкование стихотворного текста в единстве формы и содержания.

Рейтинг@Mail.ru