Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2005

Читальный зал

Н.В. Беляева. УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ В ШКОЛЕ: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. М.: Вербум-М, 2004. 238 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Н.В. Беляева. УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ В ШКОЛЕ: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. М.: Вербум-М, 2004. 238 с. Н.В. Беляева.
УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ
ЛИРИКИ В ШКОЛЕ:

Теория и практика
дифференцированного
подхода к учащимся:
Книга для учителя
литературы. М.:
Вербум-М, 2004.
238 с.

Отрадно, что среди многочисленных “методических рекомендаций ко всем учебникам сразу” хоть изредка, но появляются книги, принадлежащие перу человека, который не только тонко чувствует и понимает поэтические тексты, но и умеет с ними работать на уроках. Понимая, что методика преподавания литературы сохраняет своё сущностное единство с базовой наукой (в данном случае — со стиховедением), автор начинает своё исследование именно со стиховедческого аспекта изучения лирики. Что же касается собственно методического аспекта, то рецензируемую монографию можно смело поставить в один ряд с работами З.Я. Рез, В.П. Медведева, Р.Д. Мадера, В.Г. Маранцмана, Л.В. Тодорова и других исследователей, которые занимались проблемами изучения лирики в школе. Продолжая и развивая их традиции (а к традиции автор относится бережно и трепетно, поэтому и посвящает свой труд памяти И.С. Збарского), Н.В. Беляева предлагает свою систему уроков изучения лирических произведений в средних и старших классах. Предлагаемые автором уроки приятно удивляют разнообразием форм (урок-практикум, урок-концерт, урок “стилистического эксперимента”), обилием интересного материала, продуманностью вопросов и заданий и оригинальностью предлагаемых методик. Особое внимание заслуживает раздел, посвящённый урокам обучения сочинениям по анализу лирического текста, традиционно сложным для современных учеников.

По этой книге нельзя “дать урок”, что называется, с листа, но можно, следя за мыслью методиста, вступая с ним в диалог, принимая или отвергая то или иное задание, выстроить собственный урок анализа лирического стихотворения, придумать оригинальный вопрос или задание, привлечь для интерпретации другой текст, адаптировать к практике своей работы предлагаемую методику. Это, на наш взгляд, и есть сверхзадача книги, принадлежащей перу тверского методиста Натальи Васильевны Беляевой, постоянного автора «Литературы».

Е.С. РОМАНИЧЕВА
Рейтинг@Mail.ru