Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2005

Архив

Ключ к номеру

Ключ к номеру

Читателям этого номера предстоит прочесть несколько острых материалов, посвящённых проблеме ЕГЭ по литературе и проблемам школьного литературного образования в целом. Нас привлекла не только содержательность этих поступивших в редакцию работ, но не в меньшей степени стремление их авторов — словесников-практиков возвысить свой голос против непродуманных реформ, дать свои собственные, проверенные живым опытом предложения по совершенствованию преподавания литературы в школе. Мы рассчитываем, что и другие наши читатели также выступят в обсуждении самого насущного для нас вопроса: быть или не быть литературе в российской школе XXI века.

А открывает номер эссе, связанное с именем Андерсена. Разумеется, мы не могли пройти мимо знаменательной даты — двухсотлетия гения литературной сказки. В конце концов при нынешней образовательной политике может статься, что и творения Андерсена исчезнут из круга классического детского чтения. Да, впрочем, только ли детского? Наш постоянный автор, преподаватель литературы Александр Шуралёв обнаружил удивительные схождения между сказкой Андерсена и «Очарованным странником» Лескова. Не удивимся, если учитель, познакомив своих подопечных с разысканиями А.М. Шуралёва, вскоре узнает, что кому-то из них удалось открыть ещё что-то новое в хрестоматийных текстах.

Методическая часть газеты продолжается чрезвычайно полезной разработкой словесника из Москвы С.Е. Яновской. Она рассказывает, как работать с иллюстративным материалом на уроках в 5-м, 6-м и 10-м классах. Методику погружения в текст (на материале «Капитанской дочки») предлагает заслуженный учитель РФ Е.А. Прийма. Повесть эта становилась объектом пристального прочтения несчётное количество раз, но всякое новое обращение к ней позволяет выявить в тексте всё новые и новые нюансы. Возможно, некоторые выводы урока подвигнут вас к спору, заставят не согласиться, а значит, пригласят к раздумью над вечно живым произведением классической литературы.

О том, как “уложить” в три отведённых программой урока непростой разговор о поэтическом творчестве Анны Ахматовой в 11-м классе, рассказывает в своей статье А.В. Герцик. Заявленная тема подкрепляется разработкой урока, присланной нам С.И. Луниной из Ханты-Мансийского АО. Мы всегда радуемся материалам из глубинки, стараемся публиковать их, поскольку знаем не понаслышке, как трудно преподавать литературу — предмет, требующий определённой культуры восприятия — в удалённых, оторванных от очагов культуры местах, в маленьких посёлках, деревнях, улусах. Нам хочется поддержать стремление учителей из таких мест не замыкаться в своей повседневной деятельности и делиться опытом с коллегами, трудящимися в иных краях нашей огромной страны. Завершает “ахматовский блок” эссе давнего автора «Литературы», петербургского поэта и преподавателя А.Г. Машевского.

Статья О.И. Половинкиной — глава из готовящегося к печати нового учебника по зарубежной литературе. Она посвящена творчеству Золя, Флобера, Мопассана. Книги этих писателей входят в круг чтения старшеклассников, изучаются на факультативах и в профильных классах. Думается, что учителям будет полезно получить материал, на основе которого можно составить интересный разговор о французских мастерах слова.

Как всегда, и в этом номере вы найдёте литературный календарь, библиографические материалы, ещё один адрес на “литературной карте”.

Рейтинг@Mail.ru