Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2005

Читальный зал

Даниэль Пеннак. КАК РОМАН: Педагогическое эссе / Пер. с франц. Натальи Шаховской. М.: Самокат, 2005. 196 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Даниэль Пеннак. КАК РОМАН: Педагогическое эссе / Пер. с франц. Натальи Шаховской. М.: Самокат, 2005. 196 с. Даниэль Пеннак.
КАК РОМАН:
Педагогическое эссе
/
Пер. с франц.
Натальи Шаховской.
М.: Самокат, 2005. 196 с.

Один из неистребимых педагогических трюизмов: дети не любят читать. Странно только, откуда же берутся, надо полагать, любящие читать взрослые, столь пекущиеся об интеллектуальном развитии подрастающего поколения (-ний)?!

Дело, конечно, не в том, что дети не любят читать, а в том, что читают для нас неприемлемое, во всяком случае — неподходящее.

Французский писатель и при том преподаватель литературы в школе Даниэль Пеннак написал своё эссе, думается, с двумя целями: он не только учит взрослых тому, как приохотить детей к чтению хороших, добротных книг, но и тому, как освобождаться от многих стереотипов мировосприятия.

“А что, если вместо того, чтобы заставлять читать, учитель вдруг решит поделиться собственной радостью чтения?

Радостью чтения? А что это такое — радость чтения?”

Пеннак ставит в своей книге много таких, внешне очень простых вопросов, а отвечая на них, так же, без каких-либо ухищрений пытается добраться — уже вместе с читателями его книги — до той тончайшей сферы человеческих переживаний, с которой не может быть не связан сам инстинкт чтения.

“Всякое чтение — акт противостояния. Противостояния чему? Всем обстоятельствам. Всем”.

Ещё: “Хорошо поставленное чтение спасает нас от всего, в том числе от самих себя.

И в довершение всего, мы читаем против смерти”.

Да, Пеннак — учитель. Да, свою книжку он строит в соответствии с правилами дидактики, да, многие его тезисы-посылы имеют императивный вид.

Но только вид, ибо внутри каждого, при его обдумывании, оставлено и право на антитезис, а в итоге — на свою формулу согласия, ибо в конце концов чтение относится к сфере человеческих инстинктов, его не надо обосновывать, надо только разъяснить, почему этому инстинкту не следует сопротивляться.

Что Пеннак и делает. Только это. Так что если вдруг кто-то, по техническим причинам, не разглядел напечатанное в нижней части обложки рецензируемой книги, дам повтор этих строчек:

Убедительная просьба не использовать эти страницы как орудие педагогической пытки. Д.П.”.

Здесь можно добавить лишь следующее, с чем согласится любой прочитавший эссе Даниэля Пеннака:

убедительная просьба ко всем взрослым: не говорить, что дети не любят читать, а просто взять книгу и с этой книгой к детям прийти.

С.Д.
Рейтинг@Mail.ru