Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №4/2005

Читальный зал

Г.А. Белая. ДОН КИХОТЫ РЕВОЛЮЦИИ - ОПЫТ ПОБЕД И ПОРАЖЕНИЙ. 2-е изд., доп. М.: РГГУ, 2004. 623 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Г.А. Белая. ДОН КИХОТЫ РЕВОЛЮЦИИ — ОПЫТ ПОБЕД И ПОРАЖЕНИЙ. 2-е изд., доп. М.: РГГУ, 2004. 623 с. Г.А. Белая.
ДОН КИХОТЫ
РЕВОЛЮЦИИ —
ОПЫТ ПОБЕД
И ПОРАЖЕНИЙ.

2-е изд., доп.
М.: РГГУ, 2004. 623 с.

Книга недавно скончавшейся Галины Андреевны Белой «Дон Кихоты революции — опыт побед и поражений», наверное, самое известное её исследование. В конце 1980-х, когда вышло первое издание этого исследования, поднятые Белой из спецхранов материалы произвели огромное впечатление: исследовательница взялась реабилитировать литераторов, которых многие и тогда ещё считали несоответствующими коммунистической догматике. Сегодня эта книга должна решить другую, почти противоположную задачу: воспроизвести подлинную картину взаимодействий “перевальцев” с той же самой большевистской властью.

Они, как убедительно доказывает книга Белой, действительно были Дон Кихотами ХХ века, искренне верили в идеи социального радикализма, искренне удивлялись, попав под огонь безжалостной критики. Хотели, как лучше, а получили по полной программе “революционной справедливости”…

Книга удивительным образом сочетает объективность материала и страстность тона. Так, признавая несомненность таланта Фадеева-писателя, Белая воздаёт ему и как общественному деятелю, по собственной инициативе организовавшему травлю многих литераторов-современников. «Писатель-“псевдоинтеллигент”» называет она посвящённую автору «Разгрома» статью. И в доказательство приводит тексты его погромных писем, его поразительное предсмертное письмо, справедливо негодуя: оно было обращено не близким, а… ЦК КПСС. “Это убийственный факт — «идеологическое» окончательно съело «бытовое» (человеческое)”.

В свете этого невозможного для её героев — революционных писателей “знака равенства” Белая анализирует в своей книге литературные судьбы других ведущих участников литературного процесса (вот ведь словечко в кон!) 1930-х годов. Названия глав по-революционному беспощадны: «Мимикрия» (о Федине), «Ложная беременность» (об Эренбурге), «Эстетический конформизм» (о Пильняке). Не очень хочется соглашаться с этими этикетками, но факты — вещь упрямая, а исследовательница постоянно апеллирует к документам, ищет опору именно в них.

Среди героев книги — условно назовём их положительными — оказываются Бабель, Зощенко, Платонов, А.Белый, Пастернак — им тоже посвящены отдельные главы. Но главные исследования — конечно же, перевальцы во главе с А.К. Воронским, их сложная эволюция, их трагическая судьба.

Ю.ОРЛИЦКИЙ
Рейтинг@Mail.ru