Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №4/2005

Я иду на урок

Изучение творчества Г.Р. Державина на уроках литературы

Я иду на урокИллюстрация художника С.М. Харламова к одам Державина (взята из издания: Державин Г. Оды. Лениздат, 1985).

Марина ОХЛОПКОВА


Марина Юрьевна ОХЛОПКОВА (1971) — учитель русского языка и литературы. Живёт в г. Дубна Московской области.

9-й класс

Изучение творчества Г.Р. Державина на уроках литературы

Под могильной плитой лжеклассицизма заживо погребён просто огромный поэт, которым всякая иная литература, более памятливая (а следственно, более развитая), гордилась бы по сей день. (В.Ходасевич)

Задачи. Познакомиться со стихами поэта. Ответить на вопрос: какова роль Державина в развитии русской поэзии?

Предварительные задания для класса

1. По учебнику прочитать статью, посвящённую Г.Р. Державину; выписать (кратко) факты, относящиеся к биографии поэта1.

Примечание. Как показывает практика, многие ребята не умеют выделять главное. Когда им даются подобные задания, они почти полностью переписывают статью или записывают много лишнего. Поэтому на предыдущем уроке целесообразно показать им, что же вы от них требуете. Так, из первого отрывка статьи «Рождён в странах я льдистых... // Был пращур мой Брагим»2 необходимо выписать следующее: Родился 3(14) июля 1743 года в Казани в семье обедневшего дворянина, который вёл происхождение от знатного татарского мурзы Брагима.

2. Прочитать следующие стихи Державина: «Властителям и судьям», «Фелица», «Памятник», «Бог», «Евгению. Жизнь Званская».

Индивидуальные задания

1. Сформулировать основные принципы классицизма3.

2. Сделать сообщение об оде как жанре лирики (показать жанровые особенности на примере оды Ломоносова «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»4).

Ход урока

1. Краткое вступительное слово учителя. Имя Державина современному читателю не так хорошо знакомо, как имена Пушкина или Лермонтова. Но, видимо, неслучайно В.Г. Белинский назвал “пушкинскую поэзию своевременно явившейся и «благоуханно» расцветшей поэзией державинской”5. Что же совершил Державин, что позволяет его считать предтечей Пушкина? Задача сегодняшнего урока — ответить на этот вопрос.

2. Проверка домашнего задания. Тест.

1) Назовите автора(ов) портрета(ов) Державина.

А) Левицкий; Б) Боровиковский; В) Тончи; Г) Рокотов.

2) Назовите место рождения Державина.

А) Москва; Б) Казань; В) Тамбов.

3) Укажите неверное утверждение:

А) Державин участвовал в подавлении восстания Пугачёва;

Б) по “обычаям” того времени Державина записали в полк ещё младенцем, так что он, достигнув призывного возраста, числился уже офицером;

В) закончил свою карьеру, будучи министром юстиции.

4) Какое(ие) стихотворение(я) не принадлежит(ат) Державину?

А) «Вечернее размышление о Божьем величестве»;

Б) «Евгению. Жизнь Званская»;

В) «На смерть князя Мещерского»;

Г) «Разговор с Анакреоном».

5) Как называлось имение, в котором проводил летние месяцы Державин?

А) он вообще не уезжал на лето из Петербурга;

Б) Званка;

В) Кусково.

Ответы. 1) Б, В. 2) Б. 3) Б. 4) А, Г. 5) Б.

3. XVIII век — век классицизма. Державин пришёл в литературу в последней четверти этого столетия. Посмотрим, придерживался ли поэт в своём творчестве основных положений классицизма или отходил от них, и если отходил, то в чём.

Сообщение ученика об основных принципах классицизма.

Основные принципы классицизма

  • Обращение к образам и формам античного искусства как идеальным образцам;
  • культ разума;
  • человеческие характеры обрисовываются прямолинейно;
  • подчёркивается объективность повествования;
  • строгая иерархия жанров, смешение стилей не допускается;
  • активное обращение к гражданской проблематике.

4. Сообщение ученика об оде как жанре.

Ода — стихотворение, выражающее восторженные чувства, которые возбуждает в поэте какой-то великий человек или событие.

Жанровые особенности оды

  • Стихотворение выражает восторженные чувства, прославление исторического события или лица.

У Ломоносова ода состоит из трёх частей: в первой части поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть посвящена прославлению Елизаветы; в третьей части поэт просит о помощи.

  • Непосредственное обращение к тому, кого восхваляют.

Божественным устам приличен,
Монархиня, сей кроткий глас...

  • Подчёркнутая объективность повествования: Ломоносов ничего не говорит о себе.
  • Ода относится к высоким жанрам, отсюда обилие мифологических, аллегорических образов, недопустимость “низких” слов.

В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг.

Теперь посмотрим, что от традиционной оды оставил Державин в своём произведении и от чего он отступает.

Беседа с классом.

— К кому обращается поэт?

(Ода адресована, как и классическая ода, монархине. Но автор обращается к Екатерине II не напрямую, а косвенно, называя её “Фелица” — имя взято из нравоучительной сказки, сочинённой самой Екатериной II для Александра I.)

— Какой предстаёт Фелица у Державина?

(Фелица предстаёт положительной царицей, дела её прославляются. Но если у Ломоносова императрица величественная:

Сия тебе единой слава,
Монархиня, принадлежит,
Пространная твоя держава,
О, как тебя благодарит... —

то у Державина Екатерина предстаёт обычным человеком, хотя и “богоподобным”. Она скромна в быту, много работает.

Мурзам своим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом;
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем...

Она не жестока, снисходительна к слабостям, хорошо разбирается в людях, не любит льстецов. И даже

...говорят неложно,
Что будто завсегда возможно...
Тебе и правду говорить.

Фактически Державин ищет идеал человека. Таким идеалом становится Фелица. Это и живая женщина, и совершенная правительница. Таким образом, автор выражает надежду, что идеалом может стать человек.)

— Прославляя Екатерину, Державин использует далеко не возвышенные образы. Приведите примеры.

(Что будто самым крокодилам,
Твоих всех милостей зоилам,
Всегда склоняешься простить
....................................
Подобно в карты не играешь
Как я...
Поэзия тебе любезна,
Приятна, сладостна, полезна,
Как летом вкусный лимонад...

Рассказывая о том, что допускается её подданными, автор сообщает, что

Там можно пошептать в беседах
И, казни не страшась, в обедах
За здравие царей не пить...
Там именем Фелицы можно
В строке описку поскоблить,
Или портрет неосторожно
Её на землю уронить

такие ситуации в классических одах невозможны.)

— Зачем Державин вводит образы мурз? Как они изображены?

(Державин употребляет слово “мурза” в двух планах: когда речь идёт о Фелице, то под мурзой подразумевается автор оды; когда он говорит о себе самом, тогда мурза — сатирический образ вельможи-придворного, составленный из черт, присущих Потёмкину, А.Орлову, Панину. И мурза-автор, и мурза-вельможа наделены всевозможными людскими слабостями и пороками. Вводятся же эти образы для того, чтобы оттенить достоинства Екатерины.

То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом;
То вдруг, прельщаяся нарядом,
Скачу к портному по кафтан...
Или о всех делах заботу
Оставя, езжу на охоту...

В классической оде сатирические зарисовки были невозможны.)

— От чьего лица ведётся повествование?

(В классической оде повествование объективно. В «Фелице» же автор не только прославляет царицу, но и говорит о себе. Так, он признаётся, что, как и большинство людей, наделён пороками и слабостями.

Таков, Фелица, я развратен.
Но на меня весь свет похож...

Причём авторский образ раздваивается: то он вельможа, то обыватель.

Или великолепным цугом
В карете англинской, златой,
С собакой, шутом или другом,
Или с красавицей какой
Я под качелями гуляю...
Иль, сидя дома, я прокажу,
Играя в дураки с женой;
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки резвимся порой...)

Рассмотрев оду Державина «Фелица», мы увидели, что автор во многом отступает от классической оды: допускает смешение стилей (и восхваления, и сатирические зарисовки), вводит далеко не “одические” выражения, говорит о себе.

Познакомимся с наиболее значительными произведениями Державина и посмотрим, как звучат уже известные в XVIII веке темы и как автор расширил тематику своих произведений.

Задания по группам (работа с текстами стихотворений)

1. Прочитать оду «Бог», рассмотреть, как соотносятся понятия “Бог” и “человек” (задание для сильных учеников).

2. Сопоставить ломоносовский перевод стихотворения Горация «К Мельпомене» и стихотворение Державина «Памятник».

3. Ответить на вопросы к стихотворению «Властителям и судиям» (для слабых учеников).

Вопросы

— Какими предстают “земные боги” в стихотворении Державина?

— Что обязаны делать люди, наделённые властью?

— Как вы понимаете слова: “Не внемлют! видят — и не знают!”

— Почему “земные боги” “ничего не знают”?

— Как вы понимаете пятое четверостишие?

— Какие чувства владеют поэтом? Докажите.

Задание 1 (примерный ответ)

Сначала Державин говорит о величии Бога. Он бесконечен в пространстве и времени, человек не может Его постичь. Он всё создал и всё в себе вмещает.

Что же такое человек по отношению к Богу? (“И что перед Тобою я?”)

Автор понимает, что если миллион миров будет перед Богом лишь “точкою одною”, то человек и подавно перед Богом — ничто (“А я перед Тобой — ничто”). Но, несмотря на свою ничтожность, человек — это отражение Бога. Существование человека доказывает и существование Бога (“Я есмь — конечно есть и Ты”). А если есть “я”, отражение Бога, значит, “я уж не ничто”. Человек находится между “тварями телесными” и “духами небесными”, и поэтому его природа противоречива: с одной стороны, он “телом в прахе истлевает”, а с другой — “умом громам повелевает”. Человек — создание Бога. Он смертен. Но именно через смерть он возвращается в бессмертие Бога. Человек бессилен в своём воображении начертать даже тень Бога, но, прославляя Творца, он должен стремиться к Создателю. Таким образом, человек при всей своей ничтожности — частица Бога, проявление Его.

Задание 2 (сопоставление)

a) Ломоносов (Гораций)

Поэт воздвигнул “знак бессмертия”: ни “бурный Аквилон”, ни “множество веков” не могут его разрушить.

Посмертная слава будет возрастать повсюду, “пока великий Рим владеет светом”.

Незнатный род не помешал стать первым поэтом. “...из безвестности я тем известен стал...”

Заслуга: внёс “в Италию стихи эольски” (то есть греческие).

“Взгордися праведной заслугой, муза...”

b) Державин

Поэт воздвиг вечный памятник: “ни вихрь”, ни “времени полёт его не сокрушит”.

Слава возрастёт, “доколь славянов род вселенна будет чтить”.

Заслуги:

...первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.
“О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай...”

Вывод. Стихотворение Ломоносова — близкий к тексту Горация перевод. Державин на основе текста Горация создал своё произведение:

  • сохраняя основные мысли оригинала, он применяет их к себе (“слава возрастёт... доколь славянов род вселенна будет чтить”);
  • Гораций причину славы объясняет кратко, Державин подробнее; и говорит не только о чисто поэтических заслугах (“истину царям с улыбкой говорить”);
  • римский поэт просит музу увенчать его лавровым венком, Державин же добавляет от себя важную мысль: “И презрит кто тебя, сама тех презирай”.

Задание 3

“Земные боги” — это люди, наделённые властью. Если они “стоят выше” обычных людей, вознесены над ними, они “боги” на земле, значит, они должны быть высоконравственными людьми. Они же предстают неправедными, продажными, лукавыми. Причина этого в том, что они так же, как и обычные люди, “страстны”, то есть наделены такими же пороками. Они не то что не знают о всех несчастьях сирот и вдов, они не хотят знать, потому что “покрыты мздою очеса”. Но они не только “страстны”, как и все остальные люди, они также смертны. А значит, их ожидает бескомпромиссный Божий суд.

Автор, рассказывая о беззакониях “земных богов”, испытывает чувство негодования и возмущения. Его речь эмоциональна, взволнованна. Об этом свидетельствует обилие восклицательных знаков в тексте стихотворения, обращения.

Как мы видели, Державин в своих стихотворениях прославлял Бога и царицу, порицал пороки, размышлял о своих заслугах. Кроме этого, поэт мог делать предметом своей поэзии буквально всё. Рассмотрим, что и как описывается в идиллии «Евгению. Жизнь Званская».

— Какова тема стихотворения?

(Спокойная деревенская жизнь в имении.)

— В чём поэт видит преимущества такой жизни перед городской?

(“Зачем же в Петрополь на вольну ехать страсть, // С пространства в тесноту, с свободы на затворы, // Под бремя роскоши, богатств, сирен под власть, // И под вельможей пышны взоры?”)

— Что помогает герою обрести душевный покой?

(“Пройдя минувшую [жизнь] и не нашедши в ней, // Чтоб чёрная змия мне сердце угрызала...”, то есть поэт живёт с чистой совестью.)

— Чем занят герой в течение дня?

(Любуется природой, читает газеты и журналы, принимает доктора и старосту с докладами, играет в карты, сочиняет стихи, угощает крестьянских детей и так далее.)

— “Поэты русского классицизма, описывая природу, в десятках стихотворений не упоминали ни одного названия дерева или животного, ни одного звука, кроме пастушьих свирелей. У Державина любое крупное стихотворение непременно наполнено множеством наименований самых разных предметов и звуков”6. Какие звуки мы можем услышать?

Пастушьего вблизи внимаю рога зов,
Вдали тетеревей глухое токованье,
...в кустах свист соловьёв,
Рёв крав, гром жолн и коней ржанье.

— Какие бытовые предметы можно увидеть?

...Приносят разные полотна, сукна, ткани,
Узорны образцы салфеток, скатертей,
Ковров, и кружев, и вязани.
...Иль в стёкла оптики картинные места
Смотрю моих усадьб...

Какую цветовую палитру использует Державин?

Багряна ветчина, зелёны щи с желтком,
Румяно-жёлт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль янтарь — икра, и с голубым пером
        Там щука пёстрая — прекрасны!

Таким образом, Державин не только восхваляет монархов, порицает вельмож, но и делает предметом своей поэзии жизнь обыкновенного человека.

Итоги урока. Познакомившись со стихами Державина, мы увидели, что он совершил очень большое дело в истории русской поэзии: приблизил поэзию к жизни обыкновенного человека, освободил поэта от заданных наперёд правил при выборе поэтического слова, “у него первого в России поэтический образ перестал зависеть от предмета рассуждений”7. И хотя Пушкин назовёт его стихи “дурным переводом с какого-то чудесного подлинника”, именно Державин “расчистил дорогу” идущим за ним поэтам, освободил их от жёстких требований классицизма. Вот что написал о Державине В.Ходасевич, исследовавший жизненный путь поэта: “Додержавинская лирика почти сплошь была условна. И внешний мир, и собственные чувства поэты изображали в их «идеальном», несколько отвлечённом, чистейшем и простейшем виде. Они не умели смешивать красок и не знали полутонов. Державин первый начал изображать мир таким, каким представляется он художнику. В этом смысле первым истинным лириком был в России он”8.

Домашнее задание. Прочитать стихи Державина «Ключ», «Русские девушки», «На смерть князя Мещерского», «Водопад», «Снигирь», «Соловей».

Литература

Азарова Н.М. Текст. Пособие по русской литературе XIX века. М.: Изд-во МГУ «Прометей», 2000. Ч. 1.

Введение в литературоведение. Учебник для филологических спецуниверситетов / Под ред. Г.Н. Поспелова. М.: Высшая школа, 1988.

Державин Г.Р. Водопад. Избранные стихотворения. М.: Детская литература, 1977.

Машевский А. Державин // Литература. 2003. № 11.

Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. М.: Айрис-пресс, 2003.

Русская литература — век XVIII. Лирика. М.: Художественная литература, 1990.

Русская литература XIX века. 10-й класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Под ред. Г.Н. Ионина.

Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: Педагогика, 1988.

Энциклопедия для детей. Русская литература. М.: Аванта+, 1998. Ч. 1. Т. 9.

Примечания

1 Русская литература XIX века. 10-й класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Под ред. Г.Н. Ионина. Ч. 1. С. 51–67.

2 Там же. С. 51–52.

3 Там же. С. 13, 23, 58 (далее — Учебник).

4 Энциклопедия для детей. Русская литература. М.: Аванта+, 1998. Ч. 1. Т. 9. С. 308.

Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: Педагогика, 1988. С. 196–198.

5 Учебник. С. 67.

6 Энциклопедия для детей. Русская литература. М.: Аванта+, 1998. Ч. 1. Т. 9. С. 325.

7 Там же. С. 327.

8 Ходасевич В.Ф. Державин. М.: Книга, 1988. С. 314.

Рейтинг@Mail.ru