Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2005

Я иду на урок

Жить по народной мудрости

Я иду на урокВ оформлении использованы фотография работ гжельского мастера З.В. Окуловой и рисунок художника А.П. Оныщука.

Людмила
КОЛТЫШЕВА


Людмила Ивановна КОЛТЫШЕВА (1949) — учитель русского языка и литературы. Живёт в селе Грязновское Богдановичского района Свердловской области.

Жить по народной мудрости

Урок литературы в 7-м классе

Это второй урок о пословицах. Учащиеся получили заранее к нему следующие задания.

1. Расспросите членов своей семьи, какие пословицы они знают, как часто их употребляют, в каких жизненных ситуациях.

2. Запишите пословицы, которые вам запомнились после изучения темы «Пословицы и поговорки».

Учащиеся на уроке разделены на четыре группы.

I. Вступительное слово учителя

На прошлом уроке мы читали много пословиц, определяли, чем они отличаются от поговорок. Мы знаем, что пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен поколений. В них запечатлены любовь к родине, мужество, храбрость, вера в справедливость, понятие о чести.

Пословица может стать жизненным правилом, наставником и советником.

А.И. Солженицын — писатель, прошедший через арест и лагерь, ссылку и внезапно пришедшую всемирную славу, изгнание и возвращение. Он лауреат Нобелевской премии по литературе, академик РАН.

Это писатель, который сказал о страдании не от своего имени, а от имени народа. Встреча с его произведениями у нас впереди, но уже сейчас вы запомните это имя, имя человека, оказавшего влияние на мышление тысяч людей в нашей стране, учившего “жить не по лжи”.

Газета «Аргументы и факты» несколько лет назад попросила у А.И. Солженицына интервью на нравственно-этическую тему. Александр Исаевич признался: “Я всю жизнь выписывал пословицы, которые мне нравились своей глубиной и точностью. Среди пословиц, ёмких по смыслу, богатых по вызревшему в них опыту, есть такие, что прямо просятся увидеть в них как бы жизненные правила, не раз обдуманные, многократно проверенные нашими предками”.

(Раздаю каждому ученику лист с интервью.)

Я предлагаю вам прочитать пословицы на одну тему: «Общая линия жизни», «Повседневное поведение», «Самодостаточность», «Восприятие, настроение»; объяснить их и выбрать одну-две, которые могли бы стать для вас жизненным правилом. После обсуждения в группе подготовьте выступление перед классом.

II. Работа в микрогруппах, выступления учащихся

Ребята выбрали для себя как жизненное правило такие пословицы.

Общая линия жизни

  • Верши — не спеши.
  • Всякого слушай, а никому не поддавайся.

Повседневное поведение

  • Не торопись начать, торопись кончить.
  • Кто не бежит, тот и не споткнётся.

Самодостаточность

  • Чужой ум — не попутчик.
  • Восприятие. Настроение
  • Не гляди на лицо, а гляди на обычай.
  • Сердитый сам себе мстит.

III. Беседа по домашнему заданию

— Какие пословицы вы записали от членов своей семьи?

— Какие жизненные правила близких вам людей открылись через пословицы, употребляемые ими?

— Изменились ли нравственные ценности людей, ведь пословицы появились до создания письменной литературы?

— Как изменяется речь человека, если в ней звучат пословицы?

IV. Конкурс «Ошибки наборщика»

Каждая группа получает лист бумаги, на котором написаны пословицы и поговорки, но по “ошибке наборщика” первая половина принадлежит одной пословице или поговорке, а вторая — другой. Надо вернуть им первоначальный вид.

Первый лист

  • Баба с возу, а хомут найдётся.
  • Беды мучат, а руки делают.
  • Без труда не накинешь платок.
  • На всякий роток не вынешь и рыбку из пруда.
  • Глаза страшатся, да уму учат.
  • Была бы шея — кобыле легче.
  • Баба с возу — кобыле легче.
  • Беды мучат, да уму учат.
  • Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
  • На всякий роток не накинешь платок.
  • Глаза страшатся, а руки делают.
  • Была бы шея, а хомут найдётся.

Второй лист

  • Едешь на день, а сам не плошай.
  • Заставь дурака молиться, а всё молока от него не добиться.
  • Чужую беду руками разведу, а худая сама бежит.
  • Как с быком ни биться, он и лоб расшибёт.
  • На Бога надейся, хлеба бери на неделю.
  • Добрая слава лежит, а к своей ума не приложу.

Ответы

  • Едешь на день, а хлеба бери на неделю.
  • Заставь дурака молиться, он и лоб расшибёт.
  • Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.
  • Как с быком ни биться, а всё молока от него не добиться.
  • На Бога надейся, а сам не плошай.
  • Добрая слава лежит, а худая сама бежит.

Третий лист

  • Где любовь и совет, там и рвётся.
  • Жена приласкает, свинья не съест.
  • За двумя зайцами погонишься, бей молотом.
  • Где тонко, там и горя нет.
  • Господь не выдаст, а мать пожалеет.
  • Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь.

Ответы

  • Где любовь и совет, там и горя нет.
  • Жена приласкает, а мать пожалеет.
  • За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
  • Где тонко, там и рвётся.
  • Господь не выдаст, свинья не съест.
  • Не умеешь шить золотом — бей молотом.

Четвёртый лист

  • Гром не грянет, коли делать нечего.
  • Взял лыко, один раз отрежь.
  • Красна птица пером, да дураку досталась.
  • Умная голова, а человек умом.
  • Семь раз отмерь, отдай ремешок.
  • Скучен день до вечера, мужик не перекрестится.

Ответы

  • Гром не грянет, мужик не перекрестится.
  • Взял лыко, отдай ремешок.
  • Красна птица пером, а человек умом.
  • Умная голова, да дураку досталась.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.

V. Заключительное слово учителя

Произнесём коллективное слово о пословице. (Я использую этот приём на многих уроках. Начало предложения повторяет каждый ученик, а заканчивает по-своему.)

Пословица — это “народная мудрость, она нас учит тому, как жить и каким быть”, “это хороший советчик и друг”, “это энциклопедия жизни”, “образец яркого и меткого языка”, “наставление и голос наших предков”, “не зря молвится” и так далее.

Обобщение учителя. Меняются времена, а наставления наших прапрапрадедов с добром и с умом поправляют нас, подбадривают, утешают, наставляют. Пусть пословица живёт в вашей речи, не исчезает, а вы передадите пословицы своим детям и внукам.

(При проведении игровой части урока использован материал З.М. Пашининой из книги В.П. Сергеевой «Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я». М., 2001. С. 169.)

Рейтинг@Mail.ru