Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2005

Читальный зал

Н.А. Богомолов. ОТ ПУШКИНА ДО КИБИРОВА: Статьи о русской литературе, преимущественно о поэзии. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 624 с. (Новое литературное обозрение. Научное приложение. Выпуск XLI).

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Н.А. Богомолов. ОТ ПУШКИНА ДО КИБИРОВА: Статьи о русской литературе, преимущественно о поэзии. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 624 с. (Новое литературное обозрение. Научное приложение. Выпуск XLI) Н.А. Богомолов.
ОТ ПУШКИНА ДО
КИБИРОВА:
Статьи о русской
литературе,
преимущественно
о поэзии.
М.: Новое
литературное обозрение,
2004. 624 с. (Новое
литературное обозрение.
Научное приложение.
Выпуск XLI).

Вообще-то хочется посоветовать каждому словеснику обзавестись этой книгой не только для прагматической цели — подготовки к урокам и внеклассной работе. Конечно, в ней есть замечательнейший раздел «Бардовская песня глазами литературоведа», где содержится богатейший материал: статьи «Между фольклором и искусством: самодеятельная песня», «Чужой мир и своё слово» (о Владимире Высоцком), «Булат Окуджава и массовая культура», «Высоцкий — Галич — Пушкин, далее везде»; в приложении одной из статей воспроизводится текст первой, неизданной книги Александра Галича (тогда ещё Гинзбурга) 1942 года. Есть статьи о творчестве крупнейшего поэта нашего времени, уже попадающего и в школьные программы, — Тимура Кибирова. Замечательна работа «“Москва–Петушки”: историко-литературный и актуальный контекст»…

Но всё же главное, извините за возникающее перезвучие, — контекст всего сборника Николая Богомолова, авторитетнейшего историка русской литературы. Его труды, даже если они посвящены не хрестоматийным произведениям, а темам на первый взгляд частным, всегда восхищают глубиной анализа и умением соотнести явление с главными направлениями литературного движения. Так, рассматривая в небольшой статье 1929 год с литературной точки зрения, Н.А. Богомолов постепенно выстраивает концептуальные принципы создания общей картины исторического развития русской литературы после 1917 года.

Размышляя “преимущественно о поэзии”, автор с лихвой перевыполняет обещанное им: читатель получил свод новых историко- и теоретико-литературных подходов, способствующих давно необходимому всем обновлению науки о литературе.

С.Д.