Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2005

Архив

Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге

Литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского в Санкт-Петербурге

В центре Санкт-Петербурга, вблизи церкви Иконы Владимирской Божией Матери, на углу Кузнецкого переулка и Ямской улицы (ныне Достоевского), стоит четырёхэтажный дом, сохранивший черты доходного дома середины XIX века. В октябре 1878 года здесь, на втором этаже, поселилась семья Фёдора Михайловича Достоевского.

Но несмотря на то, что вскоре после смерти писателя предлагалось создать здесь его музей, ничего почти в течение века не произошло.

После октябрьского переворота в доме началась перепланировка: возникали знаменитые советские коммунальные квартиры, и от прежнего почти ничего не осталось. В стране оголтелого атеизма — музей автора «Бесов» и «Братьев Карамазовых»! Он, благодаря усилиям многих деятелей нашей культуры во главе с Д.А. Граниным и Д.С. Лихачёвым, был открыт только в 1971-м году, к 150-летию Достоевского.

Музей состоит из двух частей: самой квартиры, занимающей часть второго этажа, а также литературной экспозиции, посвящённой жизни и творчеству писателя.

Поднимаемся по неширокой лестнице… Перед нами семейные портреты родителей писателя: суровый и властный Михаил Андреевич — врач Мариинской больницы для бедных, добрая и кроткая Мария Фёдоровна (урождённая Нечаева), экспонаты времени учения Михаила и Фёдора Достоевских в военно-инженерном училище в Петербурге.

Следующий раздел экспозиции воссоздаёт атмосферу эпохи 1840-х годов: мебель, на стенах бра со свечами, портреты Тургенева, многолетняя вражда с которым начиналась с дружбы, Н.А. Некрасова, А.Н. Майкова, князя Одоевского, А.Я. Панаевой, В.Г. Белинского и др.

Поэт Плещеев познакомил писателя с Михаилом Петрашевским, у которого собирались молодые люди, горячо спорившие о судьбах России.

В ночь на 23 апреля 1849 года участников этих диспутов, в том числе и Достоевского, арестовали. Дальнейшее известно многим, но здесь все эти драматические события из жизни будущего автора «Записок из мёртвого дома» представлены с впечатляющей нагляностью…

В 1859 году Достоевскому было разрешено вернуться в Петербург. Начался новый период его жизни, получивший яркое воплощение в музейной экспозиции.

Особый интерес представляют материалы о работе писателя над романом «Игрок». Расписки, векселя, рулетка, фишки, портрет Аполлинарии Сусловой (черты её характера писатель передал своим героиням не только в этом романе, но и в «Идиоте»). Достоевский находился на грани банкротства, и ему надо было написать роман в короткий срок. По совету друзей он прибегает к помощи стенографистки. Так в жизнь Достоевского вошла Анна Сниткина…

На стене — фотография Троицкого Измайловского собора, где прошло их венчание, а также рисунок дома И.М. Алонкина (здесь были написаны романы «Игрок», «Преступление и наказание»). Напротив, тесное пространство, которое символизирует каморку с жёлтыми обоями, где мечется Раскольников. Предметы словно застыли в своём падении — символ разрушения идей.

В 1867 году Достоевский, спасаясь от кредиторов, уезжает за границу. Милан, Женева, Дрезден — литографии, гравюры, фото. В Женеве Достоевский начинает работу над романом «Идиот». В экспозиции фотокопия картины Ганса Гольбейна Младшего «Мёртвый Христос». Такую копию Фёдор Михайлович поместил в доме купца Рогожина как символ мёртвого дома…

Чёрный фон главенствует в экспозиции, рассказывающей о романе «Бесы». Здесь представлены портреты певца террора С.Нечаева, анархиста М.Бакунина; сломанные часы, символизирующие остановленное время самоубийцы Кириллова.

В 1871 году Достоевские вернулись в Россию. Через год Фёдор Михайлович принимает на себя обязанности редактора «Гражданина». Тираж журнала сразу же вырастает вдвое.

Следующий роман «Подросток» (1875) публикуется в «Отечественных записках». В экспозиции — имитация оклада иконы двух русских святых, которую разбивает об угол печи Версилов. Иллюстрацией к мечте о золотом веке человечества является представленная здесь же репродукция картины «Асис и Галатея» Клода Лоррена. Эту картину, как ожившую, видит во сне герой «Бесов» Ставрогин. Здесь же портрет Н.А. Некрасова, копия страниц рукописи.

В квартире на Ямской улице Достоевский работал над последним своим романом — «Братья Карамазовы». В углу комнаты, на светлой стороне, реставрирована келья старца Зосимы, одним из прообразов которого можно считать иеромонаха Амвросия из Оптиной пустыни. В святом углу — икона Спасителя. Келья старца противопоставлена в экспозиции дому развратника, вольтерьянца Фёдора Карамазова…

Мемориальная часть квартиры была восстановлена по архивным планам дома и воспоминаниям современников. В квартире реставрирован интерьер жилых комнат, представлены предметы и личные вещи писателя. На двери висит табличка с надписью “Ф.М. Достоевский”, налево от входной двери — колокольчик, далее сундук, который писатель называл русским словом — укладка. В прихожей стоит недорогая мебель венской фирмы «Тонет». Дальше напольная и настенная вешалки. Под стеклом — принадлежавшая писателю шляпа. Напротив входа — умывальная комната с принадлежностями семьи Достоевских.

Из прихожей мы попадаем в детскую комнату. Здесь жили Люба и Федя. Когда семья поселилась на Кузнечном, Любе было девять, а Феде семь лет. Достоевский любил детей и много уделял внимания их воспитанию, не раз читал им на ночь произведения Пушкина, Гоголя. На столе — книги, чернильница с песочницей, фарфоровый стаканчик для чистки перьев, линейка. Рядом лежит записка сына: “Папа, дай гостинца”. На стене силуэты детей, выполненные при жизни писателя художницей М.Колодаевой. Дальше фотографии детей периода их жизни в Кузнецком переулке.

После детской комната жены писателя Анны Григорьевны. Здесь представлены вещи, подаренные музею потомками и родственниками Достоевского: секретер, зеркало, рамка золочёной бронзы с фотографией писателя. На письменном столе лежит чернильница в виде коробочки мака. На этажерке стоит фотография с автографом Достоевского: “Моей доброй Ане от меня”. На стенах фото родственников и близких друзей. Дальше висит картина неизвестного итальянского художника XVII века Школы Бассано «Тайная вечеря». Напротив — настенные часы, в углу на столике — самовар.

Нередко Достоевские принимали гостей. Это происходило в следующей комнате — гостиной. Уголок с диваном и овальным столиком воссоздан по рисунку племянницы В.В. Севастьяновой. Над диваном висит картина «Моление о чаше». На столике лежит коробка из-под табака, принадлежавшая Достоевскому. На оборотной стороне её есть карандашная запись, сделанная Любой: “28 января умер папа”. У столика — старинные часы. В простенке между окнами висят портреты писателей того времени.

Рядом с гостиной рабочий кабинет Достоевского, служивший ему и спальней. Окна выходят на Кузнецкий переулок, где видна Владимирская церковь, прихожанином которой был писатель. В кабинете собраны вещи и предметы Достоевского: ручка с пером, коробочка из-под лекарств, портмоне, записка от дочери: “Милый папочка, я тебя люблю. Люба”. В святом углу в серебряном окладе Божья Матерь Скорбящих Радость. На столике часы, остановленные в день и час смерти Достоевского — 28 января в 8 часов 36 минут пополудни…

Г.Заднепровский, Р.Шаглина.

Адрес музея: СПб., Кузнецкий пер., 5\2 (станция метро «Владимирская»). Тел. (812) 117-40-31.

Время работы: с 11.00 до 18.00, касса работает до 17.00. В летние месяцы (июнь–август) с 11.00 до 19.00, касса работает до 18.00. Выходной — понедельник.