Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2005

Читальный зал

ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: Учебно-методическое пособие / Научный редактор и составитель Н.М. Свирина. СПб.: Паритет, 2003. 288 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ: Учебно-методическое пособие / Научный редактор и составитель Н.М. Свирина. СПб.: Паритет, 2003. 288 с. ОБРАЗ
ПЕТЕРБУРГА
НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ:

Учебно-
методическое
пособие /
Научный редактор
и составитель
Н.М. Свирина. СПб.:
Паритет, 2003. 288 с.

Всем известно, как трепетно петербуржцы относятся к своему городу, как любят и гордятся им. И конечно, учителя Санкт-Петербурга имеют то, чего лишены все мы, прочие простые смертные. Они могут запросто пройтись с учениками по Невскому проспекту, по маршрутам Раскольникова, поговорить о Пушкине рядом с Медным всадником или поехать в знаменитые пригороды...

Что же делать учителям, живущим вдалеке от cеверной столицы? Ведь на уроках литературы Петербург возникает беспрерывно и не как некоторый набор архитектурных памятников. Перед ними предстаёт пушкинский и гоголевский Петербург, город Достоевского, Бродского, Ахматовой и многих-многих других…

Может быть, им поможет рецензируемая книга. Она написана петербургскими учителями литературы и истории искусства и представляет собой сборник статей, точнее, методических разработок. Конечно, некоторые из них обладают местной спецификой — это уроки-экскурсии или сочинения, посвящённые родному городу. Впрочем, наверное, и такой опыт может пригодиться учителям из других мест. Однако наибольшая ценность книги — в разработках, связанных с изучением Петербурга на уроках, в непосредственной связи с литературными произведениями. В книге можно найти материалы, посвящённые Петербургу Пушкина и Петербургу 1830–1840 годов в целом, Петербургу Достоевского и Маяковского, городу Бродского, Мандельштама, Хармса. Рассказ о городе, отразившемся в творчестве этих писателей, можно вести в любой точке нашей страны, и спасибо петербуржцам, щедро поделившимся с нами рассказами об отдельных уроках и “творческими мастерскими”, практикумом по анализу одного стихотворения, материалами для факультативных занятий в гимназических классах… К этой книге могут обратиться учителя, ведущие пятые и шестые классы, или же преподаватели старшей ступени — для всех найдётся что-то полезное и нужное.

Конечно, лучше всё-таки отправиться на экскурсию в Санкт-Петербург. Но с другой стороны — в этот город надо приезжать уже подготовленным. Книга петербургских учителей может стать хорошей основой для такой подготовки.

Тамара ЭЙДЕЛЬМАН