Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2005

Архив

Методика создания мультимедийных проектов по литературе

Школа в школеВ оформлении использована репродукция картины итальянского художника Карло Бранкаччио (Brancaccio; 1861–1920) «Киоск. Париж» (1899)

Ирина МАРУТИНА


Ирина Николаевна МАРУТИНА (1975) — кандидат филологических наук, доцент Среднерусского университета, г. Обнинск Калужской области.

Методика создания мультимедийных проектов по литературе

Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новейшие информационные технологии, позволяющие быстрее и качественнее находить, обрабатывать и усваивать нужную информацию. И время требует иного подхода к методике преподавания не только дисциплин, связанных непосредственно с информационными технологиями, но также предметов естественно-научного и гуманитарного циклов.

В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное сочинение уступает место сухому, не рассчитанному на полёт творческой фантазии и точному ЕГЭ. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Почему это происходит? Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла устарела и отстала от времени. Методическая формула “рассказ о писателе — чтение произведения — обсуждение — сочинение” исчерпала себя. Обусловлено это самой реальностью, способной дать молодому человеку не однолинейное, а объёмное представление о мире, поэтому задача преподавателя литературы состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным текстом — чтобы он приобрёл объём, стал звучащим, многогранным, притягательным. Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий.

Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению. При создании мультимедийных проектов по литературе в качестве консультантов могут выступать два педагога: словесник и преподаватель информатики, так как сам проект представляет собой интеграцию этих дисциплин.

Главная цель проектной деятельности — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту “не заметить”. Обязательная задача педагога при работе над проектом — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Методика работы над мультимедийным проектом состоит из четырёх этапов: 1) постановка проблемной ситуации и формирование группы; 2) сбор и обработка материала; 3) презентация проекта; 4) обсуждение результатов.

Приведём конкретный пример. Изучая поэзию Серебряного века, педагог ставит перед собой задачу провести углублённый анализ стихотворений А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама, М.А. Волошина, Н.С. Гумилёва, В.В. Маяковского и других, привлечь к творчеству поэтов максимальное внимание учащихся, дать почувствовать красоту и значимость звучащего слова. Как известно, работа над поэтическими произведениями в школьной практике является одной из самых сложных. Чтобы решить эту проблему, педагог предлагает учащимся принять участие в работе над созданием мультимедийного проекта по поэзии Серебряного века «Среди миров». Почему среди миров? Потому что цель проекта — соединить два мира и два века: начало XX столетия с началом XXI века, восстановить цепь единого хода времени, установить закономерности человеческой жизни в переходную эпоху, поразмышлять об общности человеческих судеб. Так возникает проблемная ситуация, требующая разрешения. Чтобы ещё больше привлечь внимание учащихся-подростков, им предлагается взять для анализа стихотворения, относящиеся к любовной лирике, выстроенные в сюжетной последовательности, то есть выбор проблемной ситуации психологически мотивирован. Герои нашего проекта, или мультимедийного фильма, — Он и Она. Вместе с ними мы проходим через всю их жизнь, связанную высоким чувством, неподвластным ни времени, ни испытаниям, — любовью. Сначала герои предстают перед нами совсем юными (О.Мандельштам. «У меня на луне…»), лишь грезящими о прекрасном чувстве (А.Ахматова. «У самого моря»), потом мы видим юношескую страсть (В.Маяковский. «Она») и зарождение настоящей любви (М.Цветаева. «Вот опять окно…»). На наших глазах герои взрослеют, и зрелой становится их любовь. Стихотворение Н.Гумилёва «Жираф» — мягкое, трепетное обращение к женщине, которой сегодня особенно грустно, и, чтобы её утешить, отвлечь от тяжёлых будней повседневности, он рассказывает экзотическую сказку. Цветаевское стихотворение «Я тебя отвоюю…» — своеобразный ответ-признание в верности, преданности и любви. Эти стихотворения составляют кульминацию в развитии действия мультимедийного фильма. После эмоционального накала необходим спад — философские размышления о сути любви вообще (М.Цветаева «Полюбил богатый // — бедную…», М.Кузмин «Нас было четыре сестры…»). От размышлений о природе человеческий отношений мысль плавно переходит к проблеме “человек и время”, раскрытие которой начинается с анализа идейного содержания стихотворения Б.Пастернака «Зимняя ночь», рисующего динамичное, взвихренное время потрясений и катастроф. Любовь героев проходит через испытание временем, в которое помещаются и разлука, и одиночество, и трагические предчувствия, и готовность к любым утратам, и — всепоглощающая верность и надежда на счастье (М.Цветаева. «На льдине — любимый…», М.Волошин. «Мы заблудились в этом свете», Н.Гумилёв. «После стольких лет»). Финальным апофеозом является стихотворение И.Анненского «Среди миров», давшее название всему проекту.

На первом, ознакомительном с содержанием проекта этапе решаются следующие педагогические задачи: во-первых, производится идейный анализ указанных стихотворений, позволяющий школьникам войти в мир проблем, волновавших поэтов Серебряного века; во-вторых, введение в проект двух персонажей, ведущих диалог о любви, делает стихотворения ближе и понятней современным подросткам, то есть решается популяризаторская педагогическая задача. В-третьих, находя в стихотворениях ответы на собственные вопросы, ребёнок начинает заинтересованно и эмоционально общаться с текстом, совмещая аналитическое прочтение стихотворения с эмпатией и рефлексией; таким образом, желание продолжать работу над проектом получает чёткую психологическую мотивацию. В-четвёртых, решается воспитательная педагогическая задача: формируется культура человеческих взаимоотношений, подросток отвращается от грязи и пошлости, активно предлагаемой телевидением и “улицей”. Заметим, что работа над проектом ведётся параллельно традиционным урокам литературы, на которых педагог подробно рассказывает о жизни и творчестве того или иного поэта в контексте времени, но интерес к этим урокам заметно возрастает.

Далее в работе над проектом перед учащимися ставится следующая проблемная ситуация: им предлагается создать видеообраз стихотворения, позволяющий наглядно увидеть героев, мир, в котором они живут, дать им возможность заговорить, воспроизвести музыку их взаимоотношений. Таким образом, анализ лирического произведения начинает получать объёмное выражение. Чтобы создать по возможности близкий к авторскому замыслу видеообраз, необходимо не только прочитать стихотворение от слова до оттенка значения, но и ощутить, из какого материала оно сделано: обратиться к анализу звукописи, цветописи, стилистики, семантики, психологизма. Участник проекта начинает воспринимать художественный текст не как набор типографских знаков на бумаге, а как многогранный и многоцветный мир, постичь который можно не только аналитически, но и сенсорно. Литература начинает восприниматься не как школьный общеобразовательный предмет, а как вид искусства, причём школьник, работая над проектом, вступает в общение с творцами этого искусства, в данном случае поэтами, на равных правах сотворчества, взаимопроникновения. Для этого желающие принять участие в работе делятся на четыре группы: художники или фотографы (сюда же мы отнесём и тех, кто занимается разработкой видеообраза через средства системы Интернет), аниматоры, чтецы и редакторы, ответственные за музыкальное оформление проекта. Дальнейшая работа ведётся в указанных группах.

Наиболее сложную часть работы над проектом выполняют художники. Их задача — сделать построчные иллюстрации поэтического текста, чтобы фон рисунков представлял собой цветовое воплощение мелодики и настроения стихотворения, а картинка делала акцент на ключевом образе стиха; так каждый рисунок становится синтетическим выражением авторской мысли. Для выполнения подобной работы группа художников проходит сначала теоретическую подготовку: даются сведения из теории литературы о цветописи и звукописи, выстраиваются ассоциативные ряды, так или иначе связанные с цветом или звуком, активно используются термины “аллитерация”, “ассонанс”. Устанавливаются звуко-цветовые соотношения гласных, например: “а” = светлый, широкий; “э” = тёплый, узкий; “и” = холодный; “у” = мрачный, протяжный; “о” = тёмный, бесконечный; “ы” = краткий, резкий. Кроме того, в качестве дополнительного материала приводится теория художника Серебряного века В.Кандинского о языке форм и красок (Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992). Особое внимание уделяется ассоциативному значению цвета: жёлтый — тёплый, устремлённый к человеку, но беспокоящий, это, по Кандинскому, цвет насилия, бешенства, безумия; синий — холодный, он зовёт человека в бесконечное, это цвет неба, покоя, сосредоточенности и углублённости; зелёный — неподвижность и покой; белый — символ вселенной, это молчание, которое может быть внезапно услышано; чёрный — смерть; серый — безнадёжная неподвижность; красный и оранжевый — радость и изобилие, огонь, страсть, кровь и так далее. Таким образом, представленные в проекте рисунки воспринимаются не как иллюстрации, а как рисунки ассоциативные, хотя брать за основу мысли Кандинского не обязательно, можно предложить и собственное цветовое видение.

Для группы художников важен не только фон и цвет, но и центральный образ или мысль каждого стиха. Для этого с каждым художником проводится индивидуальная работа по построчному семантическому анализу стихотворения. Особое место уделяется здесь художественным тропам: выясняется, почему автор использует тот или иной эпитет, какое значение имеет авторская метафора, для чего использовано сравнение. Работа ведётся в форме проблемных вопросов, уточняется лексическое значение непонятных слов. Например, выясняется, почему любовь у Н.Гумилёва — слонёнок; кто такие мидинетки; почему героиня поэмы А.Ахматовой «У самого моря» сушит косу “далеко от земли на плоском камне”.

Немаловажную роль в выяснении содержания стихотворения играет анализ стилистических средств (инверсионный порядок слов, повторы, разрыв строки) и анализ использованных знаков препинания (тире, вопросительный или восклицательный знак, многоточие, точка).

Работая над созданием видеообраза, художник может творчески переосмысливать авторские образы, играть со значением многозначных слов или омонимов. Например, в стихотворении О.Мандельштама «У меня на луне…» есть строки: “На луне весь народ делает корзинки, // Из соломы плетёт лёгкие корзинки”. Так как стихотворение звучит как детское, то соломенные корзинки кажутся здесь неуместными и возникает образ пирожных-корзиночек, сделанных из соломки. Или, создавая образ лунных домов, непохожих на земные, художник придумывает оригинальный образ лунного кратера-домика под крышей. Таким образом, текст оживает, становится родным, понятным, осознанным и вновь сотворённым.

Создавая видеообраз, можно придерживаться принципа абсолютной достоверности и реалистичности. Так, разрабатывая видеообраз к стихотворению Цветаевой «Вот опять в окно…», было решено не делать рисунки, а фотографировать вечерние окна домов и окна музея-квартиры М.И. Цветаевой в Борисоглебском переулке в Москве. Видеообраз некоторых стихотворений создавался благодаря рисункам, фотографиям и иллюстрациям, взятым из Интернета, если они подходили по тематике и настроению.

Параллельно ведётся работа с чтецами и музыкальными редакторами. Чтецам необходимо не только найти нужную интонацию, выбрать темп, скорость и громкость чтения, но и создать речевой художественный образ персонажей, показать процесс их взросления, внутреннее состояние и его эволюцию. Для этого опять же ведётся тщательнейшая работа по анализу звукового, ритмического и семантического уровней стихотворения. Например, при работе над стихотворением В.Маяковского «Ты» главным было выразить энергию персонажа, показать необузданность и неуправляемость его страсти, которую смогла “укротить” та, что “разглядела просто мальчика”. Поэтому стихотворение исполняется чётко, стремительно, резко, но за этой резкостью ясно различимы два музыкальных лейтмотива: Его — с нарочито рыкающим “р”, свистящим “с” и Её — с простым и скромным мотивом любви, льющимся как долгое, неугасающее “а” и “о”. Иная мелодика звучит в стихотворении Н.Гумилёва «Жираф», которая ласкает, завораживает при частом повторении плавного “л”.

Создавая звуковой образ, чтецы превращаются в актёров, перевоплощаются в героев проекта. Например, работая над чтением стихотворения М.Цветаевой «Я тебя отвоюю…», исполнительница вместе с лирической героиней отрывается от земли, движимая любовью, начинает чтение с более низких нот, а по мере высоты полёта всё более и более повышает регистр. Вместе с лирической героиней она ощущает бездну под ногами и заглядывает в пропасть, над которой стоит “лишь одной ногой”. По мере прочтения стихотворения слух улавливает самые разные оттенки чувства: решимость, безрассудство, самопожертвование, верность, боль, страх и так далее. Или в стихотворении М.Цветаевой «На льдине — любимый…» исполнительнице важно передать силу своего чувства, которое не может победить даже смерть. Для этого она не только делает смысловой акцент на слове “любимый”, но, обращая внимание на многочисленные цветаевские тире, создаёт звукообраз по принципу антитезы, вводя мысленно в чтение придаточные уступки: хотя и на льдине — но любимый, пусть даже на мине — но любимый, где бы ни был — в этой жизни или в иной — всё равно “любимый, желанный, жаленный, болезный”. Стихотворение начинает звучать как заклинание, как оберег, как молитва.

Над созданием звукообразов главных героев работали всего три человека: Она, Он-мальчик и Он-мужчина. Такой немногочисленный состав чтецов обусловлен стремлением соблюсти принцип правдоподобия, дать героям возможность обрести реальный голос.

По мере завершения работы художников и чтецов в проект вступает группа аниматоров под руководством преподавателя информатики. Они обрабатывают рисунки в программах Photoshop и Flash, применяют к ним моменты анимации, создают фоны, странички — презентации поэтов. Кроме того, происходит работа по записи и обработке звукообразов. Музыкальные редакторы, работа с которыми ведётся по той же методике, что и с чтецами, подбирают музыкальные фоны для чтения стихотворений, которые совместно обсуждаются и утверждаются.

Причём, сталкиваясь неоднократно с текстами предложенных стихотворений, все участники проекта выучивают их наизусть без малейших усилий, а анализ работы чтецов позволяет всем участникам проекта повысить свой исполнительский уровень.

Презентация проекта может быть приурочена как к общешкольным мероприятиям и праздникам, так и являться иллюстративным материалом обычного урока. Во втором случае это может быть менее трудоёмкий проект по биографии писателя, или по определённой теме, или по конкретному произведению. Подобная проектная работа может заменять традиционное написание рефератов, в вузе может стать практической работой по результатам спецкурса. После презентации следует обязательное обсуждение работы с целью выявления возможных недостатков и путей их исправления. Все участники проекта поощряются.

Подобная проектная работа активно ведётся в средней школе № 422 Москвы, где и был создан и апробирован предложенный проект «Среди миров», разработка которого была приурочена к проведению школьного экологического фестиваля в феврале 2004 года. Проект был показан в рамках фестивального «Дня кино» на двух больших экранах с живым исполнением стихотворений, а позже в несколько изменённом виде переведён в формат СD-диска.

Кроме того, непосредственно для уроков литературы были созданы такие мультимедийные проекты, как «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского», «Петербург Достоевского», «Очерк жизни М.А. Булгакова», «Жизнь и творчество М.И. Цветаевой».

Публикация статьи произведена при поддержке компании «PlasmaOnLine», предоставляющей в аренду широкий спектр презентационного и выставочного оборудования. Так, например, в компании можно взять в прокат сроком от одного дня бесшовную видеостену Orion. Видеостена представляет из себя полиэкран прямоугольной формы нужного вам размера, состоящий из бесшовных видеопанелей и выводящий единое изображение. Компания производит полное техническое обслуживание предоставляемого в аренду оборудования.