Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2005

Я иду на урок

Уроки ростовских словесников

Я иду на урок

В оформлении использованы фотографии с сайта: www.rostov-gorod.ru

Уроки ростовских словесников

Герб РостоваОдной из особенностей работы наших словесников является тесное взаимодействие с филологической наукой, с учёными высших учебных заведений региона, исследующих проблемы не только литературоведения и лингвистики, но и психологии, педагогики, социологии. В свою очередь учёные сотрудничают с различными образовательными структурами, и в первую очередь — с Министерством образования Ростовской области, в котором работает Совет по русскому языку и словесности, состоящий из учителей, методистов ИПК и ПРО, учёных. Крепкой нитью учёные связаны непосредственно с общеобразовательными учреждениями, имея в них ту или иную учебную нагрузку. Реализуется это взаимодействие в двух важнейших “праздниках филологии”: с 1989 года по инициативе доктора филологических наук, профессора Николая Ивановича Глушкова (РГУ) на Дону проходят ежегодные Международные шолоховские чтения с публикацией результатов многочисленных исследований учёных и учителей, а с 1999 года при поддержке Министерства образования Ростовской области организуются ежегодные областные научно-практические конференции «Филология в образовательном пространстве Дона» с конкретизацией определённой проблемы. В 2003 году конференция посвящалась проблеме регионального компонента в литературном образовании высшей и средней школы. Опубликованные материалы попали во все учебные заведения области, став основой для обмена опытом в исследовании этого мало разработанного вопроса.

Уроки литературы наших словесников, как правило, строятся на основе реализации образовательной, воспитательной, развивающей целей, связанных с интеллектуальной, эмоциональной, волевой (деятельностно-практической) сферами личности, с использованием опыта классической методики и инновационных находок.

Разумеется, главный показатель учительских усилий — уровень литературного развития выпускников, критерий которого — начитанность, освоение идейно-нравственного содержания произведения, владение теоретико- и историко-литературными знаниями, речевыми умениями и навыками.

Проведённая в феврале 2004 года областная олимпиада по литературе показала, что у лучших участников третьего тура достаточно высок уровень знаний, умений, навыков, проявляется большой интерес к художественной литературе.

Валентина Жукова,
доктор педагогических наук,
профессор Ростовского государственного
педагогического университета