Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2005

Я иду на урок

Урок по рассказу Н.С. Лескова «Левша»

Я иду на урокВ оформлении использованы иллюстрации художника Аркадия Тюрина (Лесков Н.С. Левша. М.: Русская книга, 1994)

Евгения МИНГЕЛЕНЕ


Евгения Викторовна МИНГЕЛЕНЕ (1958) — учитель русского языка и литературы школы села Корткерос, Республика Коми.

В оформлении использованы иллюстрации художника Аркадия Тюрина (Лесков Н.С. Левша. М.: Русская книга, 1994).

Урок по рассказу Н.С. Лескова «Левша»

6-й класс

Изучению произведения отводится три урока.

Цели работы:

1. Показать ученикам жанровые особенности сказа вообще, связь с народным творчеством.

2. Познакомить с некоторыми особенностями метода писателя (полемичность, владение языком, своеобразие подхода к общеизвестным темам).

3. На доступном возрасту уровне методом медленного чтения помочь осмыслить своеобразие изображения Лесковым особенностей русского национального характера.

Работа с «Левшой» начинается со знакомства с историей его создания. Затем мы разбираем определение жанра по словарику в учебнике, беседуем по первым пяти главам, сопоставляя двух императоров, их отношение к подданным. В рассказе о писателе учитель говорит о самобытности личности и творчества Лескова.

В качестве домашнего задания, кроме чтения следующих десяти глав, ребята должны сделать выписки, подтверждающие своеобразие языка сказа: найти и объяснить десять-пятнадцать слов, “придуманных” рассказчиком.

План-конспект второго (центрального) урока

1. Проверка домашнего задания. Сначала производится взаимопроверка в парах, в случае затруднения ребята обращаются к учителю. Затем мы проводим аукцион и определяем самое интересное, яркое слово, выписанное дома (нашедший его ученик может быть поощрён оценкой). Вспоминая определение сказа, делаем вывод о действительно необычном языке и манере рассказчика.

2. Постановка цели. Сказ отличается не только особым языком, но и особым характером рассказчика, а мы пока говорили только о языке. Чем можно доказать особый склад характера? (Особым взглядом на привычные вещи.) Значит, чтобы понять взгляды рассказчика, мы должны разобраться в идее сказа.

3. Беседа по главам 5–14. Центральные вопросы беседы:

  • К кому обращается Платов за помощью? Почему избраны именно туляки? Чем знаменита Тула? Мог ли быть избран другой город?
  • Почему главный герой лишён имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?
  • Как представлен левша? Находим детали описания внешности, отмечаем особенности поведения, манеру держаться во время представления императору, реакцию героя на просьбу о помощи.
  • Как ведётся работа по созданию диковинки?
  • Почему левша не оправдывается, когда Платов не видит сначала результатов его труда?
  • Почему спокоен император Николай, чем он отличается от своего предшественника Александра? Можно ли сказать, что он иначе смотрит на простого человека? А насколько царь внимателен к мастеру?
  • Чем завершается аудиенция?

4. Работа с центральным эпизодом (глава 13–14). Беседуя по вопросам, мы подходим к центральному эпизоду сказа — «Левша на царском приёме». Просим ребят дать словесную иллюстрацию, представив, что это необходимо режиссёру для постановки пьесы. Учащиеся должны описать не только костюм и внешность, но и манеры и достоинство героя. (Если позволяет время, часть работы выполняем в тетрадях.) Зачитываем эпизод (конец 13-й — начало 14-й главы).

В чём сумели русские мастера превзойти англичан? В чём заключалась работа самого левши? Что помогло выполнить эту работу?

Так о чём же получается сказ? Только ли о том, что русские искуснее англичан? Давайте ещё раз вспомним определение: рассказчик — это человек не только с особым языком, но и особым характером. Мы также помним о том, что Лесков был очень своеобразным писателем. Мог ли он сделать центральной идеей своего произведения такую примитивную мысль — о превосходстве русского мастера? Давайте ещё раз вчитаемся в этот эпизод. Работа, несомненно, оказалась более тонкой, но каков её результат? Что произошло с блохой, которая до этого была механической игрушкой и умела танцевать? (Блоха отныне танцевать не может — подковы слишком тяжелы.) Так каков же результат? Неужели столько таланта понадобилось для того, чтобы сделать ненужным уникальный механизм? Может, этот вопрос поможет нам почувствовать лукавую усмешку автора.

5. Делаем выводы. Почему не нашлось иного применения редкому таланту мастеров? А что, собственно, от них требовали? Была ли им известна цель работы? Желая превзойти иноземцев, подумали ли заказчики о том, чтобы дать тулякам конкретное полезное задание? Так что же получается: великий талант, в котором никто уже не сомневается, растрачен попусту? Сумели доказать своё превосходство — а что дальше? А дальше левшу отправят в Англию — зачем? (Ребята обычно отвечают: чтобы похвастаться им и блохой.)

6. Домашнее задание. Подготовить сжатый пересказ истории путешествия левши; выделить в тексте, чем соблазняли за границей мастера, чтобы он остался, каковы причины его отказа; как встретила левшу Родина. Подумайте: почему погиб герой? Чем отличается последняя глава от всех остальных? О чём сожалеет автор? Попробуйте определить, к кому обращён сказ. Те, кому вопросы покажутся слишком сложными, могут вместо ответов подготовить иллюстрации.

На завершающем уроке по «Левше» проводится беседа по остающимся главам и рисункам, слушаем подготовленные пересказы. Во время беседы основное внимание уделяем патриотическим чувствам героя, при этом обязательно сопоставляем отношение к мастеру на родине и в Англии. Чем больше всего озадачен герой? Почему он так рвётся на родину? Восемнадцатую главу читаем в классе, пытаемся понять, почему так поступают с левшой, почему о нём никто, кроме иностранца, не помнит. В чём причина его гибели? Исполнена ли его последняя воля? Пытаемся разобраться в авторской идее. Почему при таком оптимистическом начале у истории такой конец? Что автору может не нравиться в его герое? К кому обращён сказ, если Лесков избрал форму, близкую к фольклорной? Какие качества русского человека нравятся писателю, а какие — нет? Почему в двадцатой главе автор говорит, что таких мастеров уже нет? Куда они делись? Чем страшно то, что человек не умеет ценить собственного таланта?

Домашнее задание — работа со сказами П.П. Бажова.

Рейтинг@Mail.ru