Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №1/2005

Архив

КЛЮЧ К НОМЕРУ - КЛЮЧ К ГОДУ

КЛЮЧ К НОМЕРУ — КЛЮЧ К ГОДУ

Первые доброжелательные отзывы читателей о пользе нашего нововведения в газете — «Ключа к номеру» — подкрепляются отныне и тем, что периодичность выхода «Литературы» изменилась, каждый номер стал толще, а значит, тем более нуждается в некоем обобщения его содержания. Скажем сегодня также и о главных принципах построения номеров-2005.

Отныне для удобства читателей каждый номер будет начинаться с конкретных учебно-методических материалов рубрики «Я иду на урок», причём выстраиваться они будут в порядке школьного подразделения: от пятого класса к одиннадцатому.

Так, в этом номере помещены материалы к урокам по изучению жанра святочного рассказа в 5-м классе и рассказа Н.С. Лескова «Левша» в 6-м. Авторы присылаемых нам работ уделяют немалое внимание проблеме внеклассного чтения. Разработку, посвящённую повести В.К. Железникова «Чучело» (7-й класс), печатаем в этом номере. Её автору, как видится, удалось найти широкий подход к известному произведению, обосновать его непреходящую актуальность и возможности привлечь к нему внимание современных школьников.

Далее следуют методические материалы, объединённые нашим циклом «Уроки учителей России». Это открытая для всех авторов рубрика (см. подробнее на с. 14) представляет сегодня труды педагогов из Ростова-на-Дону и города Шахты. Традиционные для донских словесников темы (казачий фольклор; творчество М.А. Шолохова) раскрыты здесь с привлечением серьёзного историко-культурного и литературоведческого материала, они будут полезны многим учителям, живущим далеко от берегов знаменитой реки. Привлекает своей современностью и подход к поэзии Державина, изложенный в статье преподавателя педагогического колледжа Е.А. Богачёвой.

Если рассмотренную часть газеты мы в рабочем обиходе называем «Класс», то второй главный блок «Литературы» может быть обозначен как «Учительская». Здесь будут помещаться материалы по обмену учебно-методическим опытом, авторские разработки ключевых проблем школьного литературного образования, другие аналитические труды по преподаванию литературы, имеющие прикладное значение.

Статья Н.И. Бусовой поможет подготовиться к урокам, на которых изучается ключевая для литературы категория жанра. И.Н. Марутина делится своим опытом создания мультимедийных проектов по литературе, побуждая педагогов осваивать новые образовательные технологии. В статье Т.В. Ветровой вновь поднимается проблема восприятия произведений литературы школьниками и бережного к нему отношения.

Особую ценность представляет статья Ю.В. Манна, нашего ведущего специалиста по Гоголю. Рассматривая пьесу Гоголя «Театральный разъезд после представления новой комедии», он, по сути, предлагает учителям новый методический приём по изучению комедии «Ревизор», в связи с которой названная пьеса и была написана.

Разумеется, в каждом номере, как и в этом, мы постараемся давать информационно насыщенные, многообразно используемые учителями рубрики — «Книжная полка», «Стенд», «Каталог», «Литературная карта России», «Литературный календарь».

Надеемся на то, что постоянно будет появляться на наших страницах «Почтовый ящик». В этом номере публикуется остродискуссионное письмо, призывающее к чёткому выражению собственной позиции по главной сегодняшней проблеме: отстоять литературу в школе или положить конец трёхвековой традиции российского гуманитарного образования. И, разумеется, останется на своём месте всеми любимая «Трибуна». Именно она и открывает первый номер нашего реформированного издания, открывает наш новый круглый учебный год.

За работу, коллеги!