Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №48/2004

Читальный зал

Валерий Брюсов, Нина Петровская. ПЕРЕПИСКА: 1904-1913 / Вступительные статьи, подготовка текста и комментарии Н.А. Богомолова, А.В. Лаврова. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 776 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Валерий Брюсов, Нина Петровская. ПЕРЕПИСКА: 1904–1913 / Вступительные статьи, подготовка текста и комментарии Н.А. Богомолова, А.В. Лаврова. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 776 с. Валерий Брюсов,
Нина Петровская.
ПЕРЕПИСКА: 1904–1913
/
Вступительные статьи,
подготовка текста
и комментарии
Н.А. Богомолова,
А.В. Лаврова.
М.: Новое литературное
обозрение, 2004. 776 с.

Последовательная работа издательства «Новое литературное обозрение» по укреплению навыка к чтению чужих писем продолжается. В рецензии на сборник переписки Корнея и Лидии Чуковских (2003. № 47) уже довелось помянуть изестный парадокс: в обыденной жизни чтение чужих писем недопустимо, но воссоздание подлинной истории культуры без такого чтения невозможно.

Однако новый том, кроме того, имеет свою особенность, даже хитрость, и на неё сразу указывает А.В. Лавров: “Тех, кто берёт на себя риск и труд собирать, систематизировать, печатать подобные тексты, вполне могут подвергнуть — и не раз подвергали — остракизму за беззастенчивое копание «в чужом белье», за искание дешёвой популярности, за пренебрежение этическими нормами и т.д. В нашем случае удел публикаторов отчасти, может быть, облегчается тем, что им дарована вполне убедительная индульгенция. Дело в том, что один из корреспондентов, Валерий Брюсов, считал вполне естественным и даже желанным тот факт, что его переписка с Ниной Петровской рано или поздно будет опубликована. И даже озаботился тем, чтобы сделать на этот случай соответствующие распоряжения”…

С этим была согласна и Петровская, писательница, возлюбленная Брюсова, покончившая с собой в парижском изгнании в 1928 году. Выдающийся литературный организатор, Брюсов по мере угасания своего чувства, очевидно, всё яснее начинал понимать, что именно в письмах к нему Петровская создаёт свою лучшую прозу, да и сам он как её адресант испытывал то жанровое раскрепощение, которого не удавалось достичь в творчестве.

Так возникла идея этого, может быть, самого глубокого эпистолярного романа Серебряного века, пришедшего к читателям только теперь.

С.Д.
Рейтинг@Mail.ru