Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №48/2004

Читальный зал

Борис Сушков. ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ. Пушкин. Гоголь. Толстой (О невостребованных идеях и идеалах русских гениев). Тула: Гриф и К, 2003. 584 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Борис Сушков. ПРОРОК В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ. Пушкин. Гоголь. Толстой (О невостребованных идеях и идеалах русских гениев). Тула: Гриф и К, 2003. 584 с. Борис Сушков.
ПРОРОК В СВОЁМ
ОТЕЧЕСТВЕ.
Пушкин. Гоголь.
Толстой
(О невостребованных
идеях и идеалах
русских гениев).

Тула: Гриф и К, 2003.
584 с.

Размышляя о развитии русской культуры в послепушкинские времена, автор этой объёмной книги пишет: “Победила не пушкинская элитарная национально-аристократическая тенденция, а эгалитарная демократура. И Ванька-холуй с тем же деспотизмом стал управлять государством…”. Что здесь возразить? Только подписаться обеими руками. Но всё же труд тульского искусствоведа силён не только своим страстным публицистическим пафосом в поиске путей сохранения и развития нашей культуры, создания на этой основе российского гражданского общества.

Интереснее всего в книге Сушкова конкретные разборы произведений русской классики, в том числе входящих в школьную программу: «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка», «Ревизор» и «Мёртвые души», «Война и мир»… Замечателен анализ статей Ленина о Толстом: хоть и отринуты они, кажется, временем, но смпутный след от их присутствия в нашей интеллектуальной жизни нет-нет да проявится. Б.Ф. Сушков не только тонко показывает циничный прагматизм Ленина в его обращении с толстовским творчеством, но и то, как ленинская конъюнктурщина в конечном счёте оборачивается против самого автора. Конечно, побеждает Толстой! (Хотя есть в этой книге и страницы, где и Толстому поделом достаётся, — в главе «Семейная драма Толстого»).

Б.Ф. Сушкову удалось — на материале, который долгие десятилетия был основой для вульгарно-социологических упражнений, — дать, по меньшей мере, контур реальных взаимоотношений литературы и общества. И хотя его общий вывод именно в силу его реальности драматичен: культурно-исторические и политические процессы в России всегда сочетались плохо (это отражено и в заглавии), впечатление от книги светлое. И от содержания её, отмеченного мужественной надеждой, и даже от того, что не в столицах она вышла, а в мастеровой Туле (от центростремительности своей Россия только страдала), и от того ещё, что многое из этой книги могло бы найти себе место на страницах «Литературы».

С.Д.
Рейтинг@Mail.ru