Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №47/2004

Читальный зал

Марсель Гране. КИТАЙСКАЯ МЫСЛЬ / Пер. с фр. В.Б. Иорданского; Общ. ред. И.И. Семененко. М.: Республика, 2004. 526 с.(Библиотека: Религия. Культура. Наука)

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Марсель Гране. КИТАЙСКАЯ МЫСЛЬ / Пер. с фр. В.Б. Марсель Гране.
КИТАЙСКАЯ МЫСЛЬ
/
Пер. с фр. В.Б. Иорданского;
Общ. ред. И.И. Семененко.
М.: Республика, 2004.
526 с.(Библиотека: Религия.
Культура. Наука).

Вот книга, значение которой никак нельзя свести к рангу добротного справочника при подготовке к урокам.

Труд французского синолога Гране (1884–1940) был издан ещё в 1934 году и хорошо известен в европейском мире. Но хотя на русском он появляется впервые только теперь, в нём трудно найти черты интеллектуальной дряхлости. Воспитанный знаменитой школой Анналов, Гране был социологом-мыслителем, чья научная деятельность сама по себе противостояла социологическому примитивизму Маркса и его последователей. Так что «Китайская мысль» свободна от множества злополучных недостатков, которыми у нас отмечены работы советского времени о родине Конфуция и Мао Цзэдуна.

Гране увлекательно рассказывает о формах выражения мысли у китайцев, о её звуковых и графических обозначениях, о направляющих идеях: времени и пространстве, числах, знаменитых Инь и Ян, о Дао, о системе мироздания: макрокосме, микрокосме, этикете. Отдельный большой раздел посвящён рецептам управления, общественного блага, святости, как они видятся китайцам. Словом, учитель, прочитавший исследование Гране, окажется обладателем таких знаний, с помощью которых ему будет много проще вести беседы с учениками, постигающими китайскую культуру чаще всего в агрессивно-экзотических формах спорта и гастрономии. Да и самим ученикам эта книга будет полезна.

Есть ли дискуссионные положения в книге Гране? Разумеется, как во всяком ярком исследовании. Но спорные места подробно рассматриваются в сопроводительных статьях, тем самым побуждая читателя к продолжению самостоятельной работы. Например, мало кого оставит равнодушной фраза, завершающая разбор В.Б. Иорданского: “Жаль, что по сей день нет сходной работы, посвящённой древнерусской цивилизации”.

С.Д.
Рейтинг@Mail.ru