Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №43/2004

Читальный зал

А.В. Амфитеатров. ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА, НЕУДОБНОГО ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ МНОГИХ : В 2 т. / Вступительная статья, составление, подготовка текста и комментарии А.И. Рейтблата. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 584 с. + 608 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

А.В. Амфитеатров. ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА, НЕУДОБНОГО ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ МНОГИХ : В 2 т. / Вступительная статья, составление, подготовка текста и комментарии А.И. Рейтблата. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 584 с. + 608 с. А.В. Амфитеатров.
ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА,
НЕУДОБНОГО ДЛЯ
СЕБЯ И ДЛЯ МНОГИХ:

В 2 т. / Вступительная
статья, составление,
подготовка текста
и комментарии
А.И. Рейтблата.
М.: Новое литературное
обозрение, 2004. 584 с. + 608 с.

Двухтомник вышел в молодой, но уже заслужившей читательский успех издательской серии «Россия в мемуарах», но первым делом хочется написать: “Это не только мемуары!”. Популярнейший в России начала ХХ века писатель и журналист Александр Валентинович Амфитеатров (1862–1938) взялся за воспоминания после бегства из советской России, но под его талантливым пером возникла не просто панорама дооктябрьской России, но и живой очерк истории русской культуры конца XIX — начала XX века. Амфитеатров рассказывает о встречах с Николаем Рубинштейном и Чайковским, о Достоевском на Пушкинском празднике, о Льве Толстом на переписи населения, о Чехове, о газетчиках той поры, включая великого Власа Дорошевича… Поведал Амфитеатров и о своих мытарствах после 1917 года, о пребывании Уэллса в Петрограде, о последних днях Блока и Гумилёва…

Подготовивший двухтомник А.И. Рейтблат не просто извлёк из разных изданий русского зарубежья мемуарные очерки Амфитеатрова. Он выстроил их в согласии с сохранившимися планами писателя, так что получилась своего рода романическая хроника, а кроме того, оснастил обширнейшими комментариями, указателями периодических изданий и имён. Именно эти обстоятельства придают изданию ценность пособия по изучению живой истории русской литературы и культуры в период их высшего расцвета.

Cергей Дмитренко