Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №43/2004

Архив

Стенд

СТЕНД

По многочисленным просьбам читателей открываем новую рубрику. В ней будет сообщаться о представляющих учебно-методический интерес для учителей-словесников публикациях в ведущих литературоведческих журналах России — «Вопросы литературы», «Новое литературное обозрение», «Русская литература», других авторитетных периодических изданиях.

Номер четвёртый открывается отчётом о конференции «Литература в эпоху СМИ», который поможет учителю-словеснику лучше ориентироваться в мире современной периодики и, в частности, газетной критики.

Статья Е.Пономарёва посвящена вечно актуальной проблеме — созданию школьного учебника по литературе. Рассматривается поучительный опыт 1930-х годов, когда за дело взялся уже известный к тому времени Г.А. Гуковский.

И.Кузнецова предлагает новые подходы к прочтению тургеневского «Фауста», «Живых мощей», стихотворений в прозе «Христос», «Монах», «Молитва».

Для живого постижения литературы Серебряного века представят интерес материалы, посвящённые загадочной фигуре поэта Александра Добролюбова (подготовлены нашим постоянным автором А.Кобринским). В дополнение к статье О.Лекманова «Генерал Раевский и сыновья» (Литература. № 31) советуем обратить внимание на работу В.Есипова «И вот как пишут историю…», а к эссе Б.Сарнова о Викторе Шкловском (№ 30, 31) — на публикацию «Устный Шкловский».

Как обычно в «Вопросах литературы», содержателен раздел обзоров и рецензий.

Центральные разделы № 68 — «Социология и антропология архаического» и «Построение автобиографии: историческое, приватное и фикциональное». И.Паперно («Советский опыт, автобиографическое письмо и историческое сознание: Гинзбург, Герцен, Гоголь»), в частности, отмечает: “В своих мемуарах люди постсталинской эпохи пользовались образом столкновения человека с историей как эмблемой той концепции истории и власти, с помощью которой они пытались объяснить необъяснимый опыт сталинских лет” (С. 113). Статья В.Гудковой «Как официоз “работал” с писателем: эволюция самоописаний Юрия Олеши» поможет лучше понять эволюцию поэтики автора «Трёх толстяков», а в исследовании Н.Арлаускайте «Поэтика частного пространства Марины Цветаевой: пространство неповседневности» предложены оригинальные ключи к прочтению (авто)биографической прозы и писем поэтессы.

Как всегда, обширный материал для классной и внеклассной работы словесника можно найти в разделах журнала «Хроника современной литературы», «Хроника научной жизни» и «Библиография». В последнем обратим особое внимание на сделанный О.Клингом обзор книг по символизму и завершение цикла биобиблиографических статей «Писатели-диссиденты» (начало см.: № 66, 67). В рубрике «Современный русский фольклор: символы и тексты» А.Плуцер-Сарно подробно рассматривает историю превращения “простого русского слова” отстой, столь популярного у подростков, в “глобальный символ русской жизни вообще, символ, имеющий бесконечную перспективу значений”.

Третий номер (2004) этого историко-литературного журнала, издающегося ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), открывается статьёй Ф.Раскольникова «Историческая правда и поэтический вымысел в произведениях Пушкина». Пушкин “оценивал исторических лиц с трёх разных точек зрения: историко-государственной, этической и «поэтической», причём оценки у него менялись и были противоречивыми <…> Но как поэт он тяготел к «возвышающему обману», жертвуя, когда он считал это необходимым, «низкими истинами», ибо видел в таком «обмане» высшую правду, призванную приблизить читателя к идеалу, будь то идеал политический, нравственный или эстетический” (С. 15).

В статье А.Злочевской «Драматургия русского зарубежья первой волны в контексте литературного процесса ХХ века» предложен обширный материал, восполняющий значительный пробел в знании литературного наследия нашей литературы в изгнании. Также отметим работы Г.Старостиной «Роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” и статья Ф.И. Буслаева “Повесть о Горе и Злочастии, как Горе-Злочастие довело молодца во иноческий чин” (средневековые жанры в структуре романа)», О.Евдокимовой «К восприятию романа М.Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлёвы” (заметки)», Ли Су Ёна «Спор эстетики и политики (полемика 1920–1930-х годов вокруг “Конармии” и “Одесских рассказов” И.Бабеля)». Полезны также обзоры Н.Мостовской «Новые научные труды о И.С. Тургеневе» и А.О. Дёмина «От Улисса до…» (материалы международных конференций по исследованию мотива путешествия в мировом искусстве: Империа, 2000–2002), реферат В.Запевалова «Международная научная конференция “Академик А.И. Солженицын. К 85-летию со дня рождения”». Изложив тезисы докладов, автор делает обобщающий вывод: “…невозможно не согласиться с тем, что Солженицын учит стойкости, гражданскому мужеству и верности высоким идеалам русской литературы”.