Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №42/2004

Я иду на урок

Урок в 6-м классе по стихотворению Н.Заболоцкого «Журавли»

Я ИДУ НА УРОКНиколай Заболоцкий

Лариса САЛТЫКОВА


Лариса Фёдоровна САЛТЫКОВА (1953) — учитель русского языка и литературы школы-интерната № 63 г. Лесного Свердловской области.

Урок в 6-м классе по стихотворению Н.Заболоцкого «Журавли»

Данный урок даётся в 6-м классе (урок программный). В последнее время в обыкновенных школах в классе дети имеют разные уровни подготовленности. Фактически их можно разделить на три категории: хорошая подготовка, средняя, ниже средней. Конечно, давать урок в таких классах очень сложно, ведь каждый ребёнок на уроке должен чувствовать себя комфортно. На все вопросы учителя нужно отвечать, а для этого нужна ненавязчивая помощь. Я делю учащихся на три группы и разрабатываю для них разноуровневые памятки. Я делаю всё возможное, чтобы не обидеть никого из них. Каждая группа сидит далеко друг от друга и пользуется только своими памятками. Памятка № 1 — для подготовленных детей; памятка № 2 — для детей, которым нужно пояснение; памятка № 3 — для очень слабых детей. К сожалению, таких становится всё больше, ребёнку так важно на уроке отвечать, работать, не чувствовать себя ущемлённым. После урока они часто говорят мне “спасибо”.

Учащиеся были разделены на три группы — по уровню развития.

Вступительное слово учителя (музыкальное сопровождение). Сегодня мы познакомимся с необыкновенным человеком, с великолепным поэтом Николаем Алексеевичем Заболоцким. Про такого можно сказать: “он воин в поле, даже и один”. Всмотритесь в лицо этого человека, вслушайтесь в музыку, которая звучит. Обращаясь к потомкам, поэт надеется на то, что будущее поколение — я, мы, вы — доделает то, что он не завершил.

Давайте поговорим о таком серьёзном предмете, как мироздание. Мироздание — здание мира. (Это слово и расшифровка записаны на доске.) Как правильно построить здание мира? Всё в мире связано друг с другом — и самое обыкновенное, и самое величественное. Чтобы человеку жилось хорошо на планете Земля, надо с Миром жить в мире.

(Идут кадры фильма, в котором показываются раненые птицы, сорванные и брошенные цветы и так далее.)

Комментарий учителя. Нельзя просто так, без надобности, без меры рвать первоцветы, нельзя для забав убивать птиц. Надо, чтобы природа не “валялась, — по словам Заболоцкого, — в страшном беспорядке”. Посмотрите внимательно на эти кадры.

(Учащиеся досматривают фильм. Комментарий учителя сопровождает музыка.)

Но за такие стихи критики не пощадили поэта. Какие “непоэтические слова, искажение действительности”! А самое страшное случилось в 1938 году. Поэт был несправедливо лишён свободы. На лютом сибирском морозе он строил дорогу, но верил в добро, любовь, истину, красоту. В любых условиях человек должен оставаться человеком.

Сегодня я познакомлю вас со стихотворением Н.А. Заболоцкого «Журавли».

(Чтение произведения учителем.)

— Что больше всего взволновало вас в стихотворении? Прочитайте понравившиеся места.

Вывод. Не всем удалось прочесть хорошо даже отдельные строфы стихотворения. Для этого нужно представить описанное и разделить (понять) чувство лирического героя.

— Автор, поэт — это тот, кто написал лирическое стихотворение. Кто написал стихотворение «Журавли»? А лирический герой — это тот, чей голос мы слышим в этом произведении.

(Ученики работают с памяткой — см. Приложение 1.)

Очень важно, чтобы ребёнок понял текст. Как показывает практика, даже самые простые, на наш взгляд, произведения не всегда понятны детям. Приходится очень подробно их разбирать. Происходит это примерно так.

— Что же можно увидеть, представить, когда читаешь стихотворение «Журавли»?

(Я вижу жаркую страну — Африку, и журавлей, которые покидают её.)

— Причинила ли эта чужая страна вред птицам?

(Нет, она им дала пристанище, пищу, может быть, не совсем такую, как дома, но дала.)

— А как вы, ребята, понимаете выражение “отеческая земля”?

(— Это наша Родина, это место, где мы родились и живём.

— А я вот, где бы ни был в гостях, всегда скучаю по дому.

— Дома всегда лучше, привычнее, уютнее.

— Я здесь всё знаю, мне всё здесь дорого.)

— Итак, птицы возвращаются домой. Что их ждёт дома?

(Их ждёт “долина изобилия”, привычная родная пища. И её очень много.)

— Дорога от Африки до России очень дальняя. Очень важно не сбиться с пути. Кто руководит полётом?

(Полётом руководит вожак. Это старый журавль, который хорошо знает дорогу домой.)

— А почему автор называет стаю “немногочисленным народом”?

(— Да потому, что журавлей мало осталось на Земле.

— Их беречь надо, чтобы потомки их тоже увидели.)

— Что же случилось над “прозрачным озером”?

(“Прозрачное озеро”, то есть чистое, доброе озеро, оказалось обманчивым. Там птиц подстерегала беда, “чёрное дуло”.)

— А что такое “чёрное дуло”?

(— Это ствол ружья...

— Это смерть...

— Оружие смерти...

— Это горе, беда, потери.)

— Почему автор называет журавлей частицей “дивного величья”?

(В природе всё красиво. И журавль — частица этой красоты.)

— Как вы думаете, сумеют ли птицы долететь до того места, где всегда живут, — до своего дома?

(Если в стае ещё есть старые птицы, то, наверное, да.)

— А если нет?

(Тогда, наверное, нет.)

— А когда наступит осень, будет очень холодно, кто же покажет птицам дорогу в Африку, если нет вожака?

(Птицы могут погибнуть. Ведь дома зимой бывает очень холодно, а дорогу в Африку они не знают.)

Вывод. И только в вышине, где движутся светила — Солнце, Луна, их красота “успокаивает” птиц. Именно там зло, смерть их не достанут. Небо принесло птицам спокойствие. И новое молодое поколение верит в лучшее. А журавль-вожак погружается на дно. Металлическая пуля — это и есть его “рубашка”, по-другому она называется смерть. Кровавое пятно напоминает людям о зле, причинённом птицам.

Вывод делают учащиеся. Люди не должны быть злыми, они ведь люди!

Работа с языковыми средствами

— Каким образом автор сумел передать своё видение окружающего мира?

(Автор использует различные языковые средства.)

— В этом и есть мастерство автора, его умение работать со словом.

(Используя памятки (три варианта), учащиеся работают вместе с учителем — см. Приложение 2.)

— Ребята, именно языковые средства помогут нам выразительно прочитать стихотворение. Итак, какие языковые средства использует автор в первом столбце?

(Автор использует эпитеты.)

— А что такое эпитеты?

(Эпитеты — это приложения. Они помогают “расшифровать” существительные, “поясняют” их.)

— Приведите примеры эпитетов и подберите к ним синонимы.

(Отеческая земля — родная земля. Длинный треугольник — птиц было много, большая стая, которая занимала всё небо.)

— Какие ещё языковые средства использует автор?

(Инверсию: “...летели, утопая в небе, журавли”.)

— Посмотрите, автор ставит на последнее место подлежащее. Почему?

(Наверное, оно не так важно.)

— Правильно, потому что какая именно стая летит, это неважно. Важно, что это “частица дивного величья”. Это красиво, это живое. Оно должно жить и радовать людей. Разбираем второй столбец.

(Автор здесь тоже использует эпитеты: серебряные (крылья), широкий (небосвод), немногочисленный (народ). Автор здесь использовал антитезу: прозрачное озеро и чёрное дуло.)

— Разбираем четвёртый столбик. Я прошу вас, ребята, обратить внимание на первую строчку: “...ударил в сердце птичье...”. Что здесь использует автор?

(Аллитерацию.)

— Какой согласный звук он выделяет?

(Он выделяет звук “д”.)

— Продолжаем разбор. Посмотрите, ребята, какое языковое средство использует автор в строках: “Им природа снова возвратила // То, что смерть с собою унесла...”.

(Олицетворение.)

— А что такое олицетворение?

(Это изображение неживых предметов в виде живых существ.)

— А вот в седьмом столбике я хочу обратить ваше внимание на пунктуацию. Если вы прочитаете текст, соблюдая все знаки, и выделите два слова — “всё” и “молодость”, то постигнете выразительность поэтических строк. И последний столбик. После первого слова — “а вожак” — сделайте паузу и поясните словами: “в рубашке из металла”. А вот вторую строчку вы, наверное, догадались, как надо прочитать и почему.

(Здесь автор опять использует аллитерацию — звуки “д”, “н”).

Подготовка к выразительному чтению. Дыхательные упражнения. Учитель вместе с учениками работает над произношением отдельных слов, словосочетаний, предложений, над интонацией текста. Чтение с листа.

Проверка домашнего задания

  • Выразительное чтение наизусть других произведений Н.А. Заболоцкого на эту же тему.
  • Показ диафильма. (Учащимся было предложено нарисовать один кадр к диафильму и подписать его. Группа ребят смонтировала фильм и показала его через самодельный телевизор.)
  • Учащиеся подарили птицам сделанный своими руками скворечник.

Домашнее задание (по вариантам)

  • Выразительное чтение с листа стихотворения Н.А. Заболоцкого «Журавли».
  • Выразительное чтение наизусть стихотворения Н.А. Заболоцкого «Журавли».

Приложение 1

Памятка № 1

Африка Прозрачное озеро
Отеческая земля Чёрное дуло
Долина изобилья Луч ударил
Немногочисленный народ Частица дивного величья
Два крыла... обняли... волну Золотого зарева пятно
В рубашке из металла

Памятка № 2

Африка — чужая земля

Отеческая земля — родная земля

Долина изобилья — всего много (пищи)

Немногочисленный народ — таких птиц мало

Прозрачное озеро — чистое озеро

Чёрное дуло — то, что приносит смерть

Луч ударил — пуля попала в птицу

Частица дивного величья — это то, что называется жизнью

Два крыла... обняли... волну — журавль упал в озеро

Горестное рыданье — птицы забеспокоились

В рубашке из металла — пуля в сердце птичьем

Золотого зарева пятно — кровь на воде

Памятка № 3

Африка — страна жаркая, чужая

Отеческая земля — своя земля, родная Россия

Долина изобилья — где много-много пищи

Вожак — старый журавль, который знает дорогу домой, то есть он будет вести стаю

Немногочисленный народ — это стая птиц, а их, этих птиц, мало

Чёрное зияющее дуло — это ружьё, это орудие смерти

Частица дивного величья. Почему вожак не журавль, а частица?

(Птица — это частица мира. А дивное величье — это красота мира.)

Два крыла... обняли... волну

Приложение 2

Памятка № 1 (языковые средства)

Эпитеты Аллитерация
Антитеза Инверсия
Олицетворение Символ
Метафора Сравнение
Гипербола Интонация

Памятка № 2 (языковые средства)

Эпитеты — определения

Антитеза — противоречие, противоположение

Олицетворение — изображение неживых предметов в виде живых существ

Метафора — слово или выражение, употреблённое в переносном смысле (по сходству предметов)

Гипербола — преувеличение

Аллитерация — повторение однородных согласных звуков

Инверсия — необычный порядок слов (достигается особая выразительность)

Символ — условный знак

Сравнение — изображение одного предмета путём сравнения его с другим

Интонация — выделить голосом

Памятка № 3 (языковые средства)

Эпитеты — определения. (Красна девица.)

Антитеза — противоречие, противоположение. (“Мороз и солнце; день чудесный...”)

Олицетворение — изображение неживых предметов в виде живых существ. (“Вьюга злилась”.)

Метафора — слово или выражение, употреблённое в переносном смысле (по сходству предметов). (“Шляпка гриба”.)

Гипербола — преувеличение. (“Не по дням, а по часам”.)

Аллитерация — повторение однородных согласных звуков. (“Подруга дней моих суровых, // Голубка дряхлая моя!”)

Инверсия — необычный порядок слов. Достигается особая выразительность. (“Эк, какую кучу снега напустил в очи сатана!”)

Символ — условный знак. (Хлеб-соль — символ гостеприимства.)

Сравнение — изображение одного предмета путём сравнения его с другим. (“Чёрт поджаривал грешников”, как “баба жарит колбасу”.)

Интонация — выделить голосом. (“Вижу его!”)