Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №40/2004

Архив

Опасный приём

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК

Литературное краеведение в урочной и внеурочной деятельности

Литературное краеведение — одно из перспективных направлений работы учителя-словесника. Оно, являясь частью национально-регионального компонента, способствует воспитанию любви к родному краю, интереса к его культуре и истории, даёт многое в расширении и обновлении содержания образования.

Разумеется, каждый регион имеет свои возможности для плодотворной работы в этом направлении. Хочу рассказать, как проходит она в нашем городе. Могут сказать, что Чистополь в этом отношении город особый. С этим можно было бы согласиться, если бы не осознание того, что у большинства наших городов, сёл и даже деревень есть своя культурная, в том числе и литературная, фольклорная история. И школа является благодатным местом, где восстановление такой истории может свершиться.

Многие знают, что в годы Великой Отечественной войны Чистополь “приютил, дал кров и хлеб” (М.В. Исаковский) почти двумстам писателям, журналистам, литературным и театральным критикам, художникам и актёрам. А также наш город по праву гордится своими писателями-земляками Гаязом Исхаки, Михаилом Скороходовым, Станиславом Пономарёвым, Виталием Шенталинским, Александром Соловьёвым, Русланом Галимовым.

Всё это даёт богатый материал для поисковой и исследовательской работы, предоставляет возможность использовать его на уроках и во внеурочной деятельности.

Возможно включение краеведческого материала в учебную программу, разработка уроков, создание дидактических материалов. Наиболее благоприятен для этого одиннадцатый класс. Книги В.Шенталинского «Рабы свободы» и «Донос на Сократа», созданные на основе литературных архивов Лубянки, дают уникальный материал, который может быть использован при изучении биографий и творчества В.Короленко, М.Горького, М.Булгакова, О.Мандельштама, М.Цветаевой и других.

Пребывание в городе в годы войны Б.Пастернака, М.Петровых, М.Исаковского, В.Бокова, Л.Леонова, К.Федина и других, созданные ими в этот период произведения или чистопольские мотивы в произведениях последующих лет заслуживают самого пристального внимания и изучения, способны пробудить интерес у учащихся.

Книги писателей, живших в Чистополе, и писателей-земляков используются и на уроках внеклассного чтения, и для проведения читательских конференций, литературных гостиных. Интересны в этом отношении повести М.Скороходова: они интересны школьникам разных возрастов («Дети огня» — 5–6 кл., «Путешествие на “Щелье”» — 7 кл., «Крутые горы» — 8–9 кл.). Исторические повести и романы С.Пономарёва пробуждают интерес к прошлому нашей Родины, рассказы Р.Галимова дают повод для размышлений о дне сегодняшнем.

Полезными формами работы являются уроки-экскурсии в Музее уездного города, мемориальном музее Б.Л. Пастернака, тематические экскурсии по городу.

Много внимания уделяется в школе научно-исследовательской работе учащихся по краеведческим темам. Наши ученики — участники и победители городских, республиканских и российских научно-практических конференций.

Вера Александровна ЧИКРИНА,
учитель средней школы № 12
г. Чистополя (Республика Татарстан)
Рейтинг@Mail.ru