Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №38/2004

Читальный зал

Борис Пастернак. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ с приложениями: В 11 т. Т. I: Стихотворения и поэмы. 1912-1931 / Т. II. Спекторский. Стихотворения. 1930-1959 / Сост. и коммент. Е.Б. Пастернака и Е.В. Пастернак; Предисл. Л.С. Флейшмана. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. 576 с. + 528 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

Борис Пастернак. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ с приложениями: В 11 т. Т. I: Стихотворения и поэмы. 1912–1931 / Т. II. Спекторский. Стихотворения. 1930–1959 / Сост. и коммент. Е.Б. Пастернака и Е.В. Пастернак; Предисл. Л.С. Флейшмана. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004. 576 с. + 528 с. Борис Пастернак.
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ
СОЧИНЕНИЙ

с приложениями: В 11 т.
Т. I: Стихотворения
и поэмы. 1912–1931 /
Т. II. Спекторский.
Стихотворения. 1930–1959 /
Сост. и коммент.
Е.Б. Пастернака
и Е.В. Пастернак;
Предисл.Л.С. Флейшмана.
М.: СЛОВО/SLOVO, 2004.
576 с. + 528 с.

Выпуск полных собраний сочинений в России имеет свою историю. В дооктябрьское время знаменитые книжечки издания А.Ф. Маркса, носившие на своих титулах это гордое обозначение, в действительности перед читателем лукавили: они, как правило, представляли основной корпус произведений писателя, но зачастую выходили без его публицистики, литературно-критических работ, подавно писем. С другой стороны, переломное для русской текстологии издание Гоголя 1889 года, так называемое “десятое”, под редакцией Н.С. Тихонравова, носило скромное заглавие «Сочинения…», хотя содержало не только “сочинения” Гоголя, но и учитывало их рукописные варианты.

В советское время наименование “Полное собрание…” зачастую не соответствовало на деле этому титулу уже не по причинам исследовательским, а по идеологическим. Но и первое Полное собрание сочинений Пастернака, которое издательство «СЛОВО/SLOVO» намечает выпустить в течение года, имеет все возможности стать таковым. На его подготовку были стянуты лучшие силы пастернаковедения. Намечено обнародовать варианты стихотворений, не публиковавшиеся автором, дать биографический том, воспоминания современников (что полными собраниями сочинений обычно не предусматривается) и даже часть материалов на компакт-диске. Правда, есть и ограничения — в переводах: например, в издание не попадёт «Фауст».

Судя по двум первым томам, куда вошла вся лирика мастера, Собрание сочинений не только решит многие накопившиеся проблемы изучения и публикации наследия Пастернака, но и яснее обозначит то, что невозможно освоить в рамках одного, даже масштабного издания. Так, по-прежнему остаётся проблемой отношение к позднейшей редактуре Пастернаком многих своих стихотворений. Понятие последней авторской воли, вообще-то говоря, имеет скорее юридический, но никак не художественный характер, тем более, по отношению к поэзии. При серьёзной редактуре стихотворение может утратить не только часть своей изначальной образной естественности, но и выпасть из историко-культурного контекста, в котором оно было создано. Поэтому отрадно, например, найти в издании первые сборники Пастернака — «Близнец в тучах» и «Поверх барьеров» — в изначальном их виде. Это побуждает читателя быть не только таковым, но и заняться самостоятельным наблюдением за линией творческого пути неповторимого художника.

С.Д.
Рейтинг@Mail.ru