Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №36/2004

Архив

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ. 2002-2004 годы

ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

2002—2004

1992 год. Октябрь. Самый первый выпуск «Литературы», “пробный шар”, как назвали его в редакции, признаваясь, что пока что обратной связи с читателями нет. Поэтому на восьми страницах номера можно найти и произведения русских писателей-изгнанников Ивана Шмелёва, Дмитрия Мережковского, Константина Бальмонта, только что включённые в школьную программу, но тогда ещё не попавшие в хрестоматии, и материалы, посвящённые столетию со дня рождения Марины Цветаевой, и юмор на литературные темы.

Замечателен эпиграф к номеру, взятый из лекций Ф.И. Буслаева, читанных им в своё время цесаревичу.

Вот несколько строк из него:

“Самая высшая задача историка литературы состоит в том, чтобы своими личными взглядами и соображениями он не нарушал полноты и свежести впечатления, которое сам собой получает изучающий при личном знакомстве с памятниками словесности. Надобно только легко и нечувствительно подвести его к ним для самостоятельного, непосредственного с ними знакомства и из многого выбрать самое важное и существенное”.

1993 год. Январь. «Литература» № 1.

Обновлённая редакция начинает, что называется, с удара прямой наводкой. Номер посвящён творчеству Максима Горького, в то время справедливо потеснённого в школьной программе по литературе. Справедливо-то справедливо, но здесь «Литература» обозначила важнейший для себя принцип: без гнева и пристрастия, во имя сохранения и развития родной культуры, родной речи.

“Судить Горького, поправлять его дело нехитрое. Гораздо труднее понять подлинный масштаб этой личности, а заодно оценить великое мужество человека, который, разумеется, не мог не понимать весь трагизм своего положения, но ни разу не свернул с дороги, не спрятался, оставаясь всю жизнь центральной фигурой эпохи” (из статьи Павла Басинского «Трагедия Максима Горького»).

1994 год. «Литература» № 11. Пятидесятый номер. Кроме ярких статей литературоведа Ю.В. Манна об «Отцах и детях» и критика П.В. Басинского о творчестве Виктора Астафьева, здесь есть и доныне звучащее актуально интервью с Татьяной Алексеевной Калгановой, в то время — главным специалистом Главного управления развития общего среднего образования Министерства образования РФ. Речь идёт о ныне уже почти одиозном стандарте по литературе, но главное — о проблеме обучения школьников письменной речи. Кажется, за минувшее десятилетие она ещё больше обострилась.

Есть в номере и занимательный, хотя и небесспорный материал: статья А.Волженской о том, как Лев Толстой в «Войне и мире» обыгрывает символику “числа зверя”.

“…В гениальном произведении доказывается, что Наполеон и есть тот зверь, который несёт горе России, — о нём-то и предсказано в Апокалипсисе”.

1995 год. «Литература» № 13. Сотый номер. Наша газета всегда была сильна кругом авторов, который складывался с первых номеров. Для нас писали и, к счастью, продолжают писать многие крупные современные литературоведы. Самим своим присутствием на страницах газеты они напоминают учителям-словесникам об их не только педагогической, но и филологической миссии, об их обязанностях по отношению к родной речи, культурному наследию нации. Так, в сотом номере печатается статья Л.И. Лазарева о судьбе автора повести «В окопах Сталинграда» Викторе Некрасове и в рубрике «Словарь» — эссе Станислава Рассадина «Сказ».

“…Сказ, этот «особый тип повествования», не стилизация, не словесная игра, даже (или тем более) в таком игровом, озорном, каламбурном мире «Левши», истории, которую одни из её первых критиков объявили шовинистической, другие, напротив, оскорбляющей русский народ, и которая на самом деле представила народ в его сложной целостности. А язык народа в его почти беспредельных возможностях, когда сами «неправильности», все эти «верояции» и «мелкоскопы» говорят о бессмертии словотворческой фантазии, бьющей через края всех грамматик и риторик”.

1997 год. «Литература» № 17. Двухсотый номер. Здесь — сообщение о том, что «Литература» отныне подробно аннотируется в электронном журнале Оклахомского университета (США). Сегодня, когда мы имеем собственный полноценный отдел в большом сайте «Первое сентября», это выглядит очень скромно, почти обыденно. Но тогда, семь лет назад, появление в Сети выглядело прямо-таки выходом нашей литературной яхты в океанское плавание. Ещё любопытная подробность этого номера: статья ныне известного прозаика и культуролога Владимира Березина о запутанной истории с “отлучением” Льва Толстого от церкви.

«Семинарий» отдан работе нашего постоянного автора Бенедикта Михайловича Сарнова, посвящённой художественному образу, а рядом, в рубрике «Штудии», напечатано сочинение одиннадцатиклассницы Дарьи Ашуровой из города Северодвинска, посвящённое роману Фадеева «Разгром». Заключается оно словами, которые свидетельствуют, что наши дети понимают в жизни гораздо больше, чем представляется их наставникам всех рангов и уровней.

“Презрение к «чистеньким» как лишним, слабым, ненужным и никчёмным — как это характерно для отношения к интеллигенции в России! Иудами становились единицы, а непонятными и одинокими себя ощущали тысячи и тысячи, и в этом я вижу одну из причин российского несчастья”.

1998 год. «Литература» № 19. Двести пятидесятый номер. Сложилось так, и это с радостью отмечено в редакционной статье, что выход 250-го номера совпал с Днём славянской письменности и культуры, ставшим для обновлённой России уже традиционным праздником. Редакция «Литературы» всегда соотносила все свои начинания не только с прикладными проблемами школьного литературного образования, но и с общекультурными, просветительскими целями, без осуществления которых полноценная жизнь общества, народа невозможна.

Поэтому в номере органично сошлись работы по истории древнерусской словесности и культуры, острые заметки Дарьи Валиковой о бесконечных “ляпах” в современной прессе и выступление Сергея Волкова об учебнике по литературе Евгении Басовской. Главы из этого учебника печатались на страницах «Литературы», но наш тогдашний консультант, учитель-практик высказал, и очень доказательно, свои сомнения по поводу многих методических решений автора. И в этом тоже выразилась сила «Литературы»: здесь всегда давалась и даётся возможность высказать разные точки зрения на проблемы, связанные с нашим общим делом — преподаванием литературы в школе. Свою статью Сергей Волков завершил так.

“В бытность мою студентом было у нас на филфаке два лектора. Один давал на лекциях, без всяких прикрас и полётностей, каркас ответа на вопрос. Сильных эмоций, особого интереса не вызывал. Но зато после лекций осталась объёмистая тетрадь, в которой изложена вся структура знания по предмету. Другой зажигал сердца восторгом и заставлял трепетать от ощущения прекрасности того, о чём идёт речь. Кроме этого ощущения и фразы «хрупкая башенка куртуазной поэзии» не осталось ничего. «Кто матери-истории более ценен», я судить не берусь. Но кажется мне, что доведись этим людям написать учебник, я бы советовал выбирать учебник первого лектора”.

1999 год. «Литература» № 21. Трёхсотый номер. Хотя мы и литераторы, но с числами нам везёт: этот номер вышел аккурат к двухсотлетнему юбилею Пушкина. Некогда о творчестве “солнца нашей поэзии” было сказано, что его не может испортить даже гимназическое изучение. Редакция, в свою очередь, старалась, чтобы в «Литературе» материалы, посвящённые Пушкину, помогали учителю, а не вызывали у учеников чувство глухой тоски.

2001 год. «Литература» № 25. Четырёхсотый номер. Прозаик Руслан Киреев пишет здесь об «Улиссе» Джойса, Станислав Рассадин — о Чехове и Бунине… И как всегда, в методическую копилку учителя, — материалы к урокам: по Маяковскому, Дефо, конечно же, Бунину.

2003 год. «Литература» № 29. Пятисотый номер. Этот номер мы посвятили русской литературе ХХ века, писателям ярким, настоящим — Анне Барковой, Юрию Ковалю, Сергею Довлатову, Павлу Лукницкому… Редакционная статья номера называлась «“Литература” на марше», и сегодня хочется верить, что путь нашей газеты ещё далёк до завершения, что ни она, ни литература в школьном образовании как таковая не уподобятся крейсеру «Варягу». А вот образ репейника, поднятого Львом Толстым на метафорическую высоту, нам вполне по душе. Действительно, мы все верим в неуничтожимость “энергии и силы жизни”, которой по самой природе своей наделена литература, и «Литература» также.

Календарь ведёт Лариса МЕЗЕНЦЕВА.
Рейтинг@Mail.ru