Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №36/2004

Я иду на урок

Лирика И.Ф. Анненского. Материалы к урокам в 11-м классе

Я ИДУ НА УРОКНиколаевская гимназия в Царском Селе. Фото 1890-х гг.

Надежда БОДРОВА


Бодрова Надежда Алексеевна (1929) — профессор кафедры русской литературы XX века и методики Самарского государственного педагогического университета.

Лирика И.Ф. Анненского

Материалы к урокам в 11-м классе

Имя И.Ф. Анненского упомянуто почти во всех федеральных программах для 11-го класса. Авторы всех этих программ считают необходимым раскрыть “глубокий философский и психологический смысл и совершенство художественной формы стихотворений” Анненского, обратить внимание на мотив одиночества и другие мотивы, преобладающие в лирике поэтов-символистов.

Но дать представление о лирике Анненского, прочитав даже все 10–12 стихотворений, названных совокупно всеми программами, невозможно. Нужна универсальная программа, приемлемая для обычных школ, лицеев и гимназий с углублённым изучением литературы.

Мы включили в круг изучения более девяти текстов, осознавая, что и за их перечнем остались замечательные стихотворения, которые сделали бы более убедительным тезис о глубоком смысле лирики Анненского, её психологизме и художественном совершенстве. Из минимально возможного времени, отведённого на изучение темы, мы рассчитываем свою программу на три урока.

Изучению Анненского должна быть предпослана вводная лекция учителя о поэзии Серебряного века. Учащиеся уже должны получить хотя бы элементарное представление о таких теоретических понятиях, как реализм и модернизм, и их трансформациях в истории русской культуры конца XIX — начала XX века.

Прежде чем говорить с учащимися о феномене Анненского, особенностях его поэтики, определимся с терминами и понятиями, необходимыми, когда речь идёт о лирических произведениях. Это такие понятия, как поэтика, лирическая система, лирический герой, поэтический или художественный мир, которые ещё не стали столь же привычными для школы, как композиция, сюжет, изобразительно-выразительные средства языка и так далее.

Самое широкое определение термина поэтика дано в «Литературном энциклопедическом словаре» (М., 1987. С. 295): “Поэтика — это внутреннее строение произведения, это система эстетических средств, с помощью которых автор создаёт новую, теперь уже художественную реальность”. Поэтика отвечает на вопросы: как сделано произведение, как строится поэтический мир лирического стихотворения, как взаимодействуют форма и содержание.

Понятия лирическая система и лирический герой доступно и убедительно разъяснены в работе Б.О. Кормана «Изучение текста художественного произведения» (М.: Просвещение, 1972. С. 57–61). Под лирической системой понимается совокупность лирических произведений, объединённых единым миропониманием автора и единым поэтическим строем.

Если говорить о восприятии мира Анненским, его миропонимании, то оно было сложным и преимущественно трагическим, что и определило характер его лирического героя, который выражает авторское сознание и организует поэтический мир лирики поэта в единое целое.

О многих особенностях своей системы Анненский сказал сам в своих «Книгах отражений», в частности в статье «О современном лиризме». Отметим эти особенности.

1. Главное, что поэт культивировал намеренно, — это многоплановость, многозначность слова, образа, когда в одном накапливается как бы несколько смыслов, как сказал бы Г.Гадамер, “дремлющих смыслов”. Анненский говорит следующее: “Мне вовсе не надо обязательности одного и общего понимания. Напротив, я считаю достоинством лирической пьесы, если её можно понять двумя и более способами или, недопоняв, лишь почувствовать её и потом доделывать мысленно самому” («Книги отражений». М., 1979. С. 333–334). “Недоговорённость”, синтаксическая прерывистость многих стихов Анненского рассчитана на ассоциативность мышления и творческий отклик читателя.

2. Любимый способ организации стихов у Анненского — циклизация и микроциклы, когда каждое стихотворение в контексте цикла приобретает новые оттенки смыслов, как в «Трилистниках» и в «Складнях», где дополнительные смыслы каждого стихотворения приобретаются через сходство или контраст с другими стихами, как, например, мрачно-трагическое первое стихотворение цикла «Трилистник весенний» противоречит жизнерадостному заглавию всего цикла. Оксюморон как художественное средство присуще как отдельным стихотворениям, так и целым циклам.

3. Внутренняя гармония всей лирики Анненского создаётся единством мотивов, которые “пронизывают” разные по темам «Трилистники», «Складни», «Разбросанные листы» и все другие стихи, написанные поэтом и не вошедшие в сборники «Тихие песни» и «Кипарисовый ларец».

4. В лирике Анненского органически сочетаются элементы символизма, акмеизма, футуризма, в результате чего сложилась неповторимая, уникальная поэтическая система.

5. Мастерское владение размерами стиха, оригинальные ритмы и рифмы, интонационное разнообразие определили удивительную музыкальность стихов Анненского, чему также содействовал выбор сонета, форму которого поэт довёл до совершенства.

6. Анненский вводит в свою лирику будничную разговорную речь, что не было свойственно символистам. В стихах «Нервы», «Пластинки для граммофона» и «Шарики детские» звучат уличные крики, бытовой говор, что для такого изысканного поэта кажется несвойственным и невероятным. Эту особенность отметил Юрий Нагибин (Смена. 1986. № 7. С. 27).

7. Особенностью поэтики Анненского является уподобление человека вещам, когда через судьбу вещи прозреваются судьба и образ человека, что мы наблюдаем в «Старой шарманке» или «Стальной цикаде», где человек оказывается ненужным, как отыгравшая своё время шарманка или сломанные часы, которые отдали в починку. Здесь один смысл просвечивается через другой, чему способствует использование символов и аллегорий.

В материалах к первому уроку мы называем источники, которые помогут учителю подготовить программу этого занятия и дать представление об идейно-художественном единстве Серебряного века и таких поэтических системах, как символизм, акмеизм, футуризм.

Нам кажется, что жёстко привязывать Анненского к символистам не следует: это большой русский поэт философского склада, занимающий особое место в истории Серебряного века уже потому, что не примыкал ни к одному направлению и житейски был от всех отдалён, и потому, что его признавали своим учителем и символисты, и акмеисты, и футуристы.

Система наша включает три урока.

  • Урок первый. Жизненный и творческий путь И.Ф. Анненского. Сборник «Тихие песни».
  • Урок второй. «Кипарисовый ларец» и «Книги отражений».
  • Урок третий. Мотивы лирики Анненского и своеобразие его лирической системы.

Предложенный нами вариант уроков рассматривается как один из возможных, учитывая то, что об изучении темы «Лирика Анненского» пока методика не дала никаких рекомендаций, кроме кратких аннотаций в программах. Мы ограничиваемся лишь изучением лирики поэта и кратким знакомством с его «Книгами отражений», но совсем не касаемся его переводческой деятельности и его деятельности как писателя-драматурга. Разработка программы изучения в школе многогранного творчества И.Ф. Анненского — дело будущего: художественное наследие талантливого русского поэта, критика, переводчика, драматурга заслуживает того, чтобы с ним познакомить подрастающее поколение россиян более широко в обычной школе, может быть, на факультативных занятиях, и обязательно в учебных заведениях с углублённым изучением литературы.

Урок первый

Жизненный и творческий путь Иннокентия Фёдоровича Анненского (1855–1909). Сборник «Тихие песни» (1904)

Основные задачи первого урока: познакомить учащихся с личностью поэта, основными фактами его биографии; показать, чем замечательна его лирика и почему она выдержала испытания временем; обозначить основные мотивы его творчества и особенности его художественного мира; определить место лирики И.Анненского в системе поэзии Серебряного века.

Урок нуждается в оформлении, которое помогло бы представить облик самого поэта и лица его современников: В.Брюсова, К.Бальмонта, А.Блока, Вяч. Иванова, И.Северянина, А.Ахматовой, Н.Гумилёва, О.Мандельштама, В.Маяковского и других поэтов, имена которых назывались во вводном уроке и которые определяли литературную атмосферу начала XX века. Поскольку об И.Ф. Анненском ученики слышат впервые и жизненный путь им неизвестен, желательно заранее подготовить краткую биохронику поэта на доске, в «Литературной газете» или на специальном листе.

Эпиграфом к уроку можно взять стихотворение А.А. Ахматовой «Учитель» и её слова “Ведь все поэты из него вышли: и Осип, и Пастернак, и я, и даже Маяковский”. Слова эти неоднократно будут подтверждаться, когда учащиеся начнут знакомство со стихами Анненского. Приведём текст стихотворения А.Ахматовой, к смыслу которого можно обратиться в конце урока, когда трагическая судьба самого поэта и его творчества будут открыты ученикам.

Учитель

А тот, кого учителем считаю,
Как тень прошёл, и тени не оставил.
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил,
И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем, предзнаменованьем,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье —
И задохнулся...
(Памяти Иннокентия Анненского. 16 января, 1945)

1. Наметим программу уроков, их содержание. На предыдущем уроке должно быть сказано о месте Серебряного века в истории русской культуры, о направлениях поэзии и поэтах, их представляющих.

2. Теперь даётся биографическая справка об И.Ф. Анненском (см. литературу в конце статьи). Рассказ учителя и записывание дат в тетради с кратким комментарием основных фактов.

3. Обращение к стихотворению А.Ахматовой «Учитель». Что сказано в нём об Анненском-человеке и особенностях его поэзии?

4. Краткая характеристика сборника «Тихие песни» и сравнение его названия с “громкими” названиями сборников В.Брюсова «Граду и миру», К.Бальмонта «Будем как солнце», Вяч. Иванова «Кормчие звёзды», Ф.Сологуба «Лазурные горы», А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме».

Чтение стихотворения «В дороге».

— Какие привычные картины русского пейзажа нарисованы? Какое чувство они вызывают у лирического героя? Обратите внимание на их образность, конкретность. Отметьте выразительность и точность эпитетов.

— Как взаимодействуют в стихотворении время и пространство; где и когда, в какое время года происходит действие? Какие знаки об этом свидетельствуют? Как показано утреннее пробуждение деревни? Понятен ли вам образ “и с бадьями журавли, выпрямляясь, тихо стонут”?

— О каком состоянии лирического героя свидетельствуют слова: “тошно сердцу моему”, “уводила думу дума”?

— Какую художественную функцию выполняет хореический размер стиха?

— Прочитаем последнюю строфу. Почему именно после строк “Дед идёт с сумой и бос, // Нищета заводит повесть...” следует восклицание: “О, мучительный вопрос! Наша совесть... Наша совесть...”? Попытайтесь разъяснить его смысл. Обратите внимание на синтаксическую конструкцию этих строчек. Свяжите два выражения — “в предчувствии мороза” и “дед идёт с сумой и бос” — с состоянием мужиков, ночующих под телегой, которых одолевают “кошмары снов”.

— Что вы скажете о самом лирическом герое, от лица которого ведётся повествование?

— Какое начало вы выбрали бы, если бы вам предложили дать письменный разбор этого стихотворения: “Это стихотворение о мучительном состоянии героя, его ранимости и совестливости при виде картин русской деревни...” или “В воображении встаёт картина: в холодное раннее утро пробуждается бедная деревня, на окраине которой остановился на ночь обоз, появляется нищий «с сумой и бос» — и это накануне заморозков”?

5. Прочитаем стихотворение «К портрету Достоевского», хотя оно и не входит в состав сборника «Тихие песни».

В нём Совесть сделалась пророком и поэтом,
И Карамазовы, и бесы жили в нём, —
Но что для нас теперь сияет мягким светом,
То было для него мучительным огнём.

— Как связаны эти два стихотворения?

— Как прозвучала в последнем стихотворении тема творчества и тема ответственности художника перед своей совестью?

— Какие ассоциации рождаются у вас со стихотворением «Пророк» А.С. Пушкина и другими его стихотворениями о назначении поэта и поэзии? Можно ли сказать, что И.Ф. Анненский, как и Ф.М. Достоевский, продолжает пушкинскую традицию во взгляде на назначение искусства?

Убедимся в этом, обратившись к двум высказываниям И.Ф. Анненского.

“Всякий поэт, в большей или меньшей мере, есть учитель и проповедник. Если писателю всё равно и он не хочет, чтобы люди чувствовали то же, что он, желали того же, что он, и там же, где он, видели доброе и злое, он не поэт, хотя, может быть, очень искусный сочинитель” (Анненский И.Ф. О формах фантастического у Гоголя).

“Теория искусство для искусства давно и всеми покинутая глупость” (Анненский И.Ф. Достоевский // Книги отражений. С. 238).

 6. Чтение стихотворения «Дети». Это стихотворение, исполненное любви к детям и чувства покаяния от лица всех взрослых за обиды, ими нанесённые.

Но безвинных детских слёз
Не омыть и покаяньем,
Потому что в них Христос
Весь, со всем своим сияньем.

И заканчивается стихотворение строфой, где звучит страстный призыв гуманного совестливого человека ко всему миру.

Ну а те, что терпят боль,
У кого как нитки руки...
Люди! Братья! Не за толь
И покой наш только в муке...

Все пишут об Анненском как о символисте, акмеисте, мастере, знатоке античности, но он был прежде всего великим гуманистом, истинно русским интеллигентом с обострённой совестью.

7. Краткая характеристика двух выпусков «Книг отражений».

Домашнее задание

1. Выучить наизусть стихотворение «В дороге».

2. Прочитать любую статью из «Книг отражений» об уже известном писателе или поэте и ответить письменно на вопрос: что нового открыл мне Анненский в своей статье?

Задание по «Книгам отражений» (М.: Наука, 1979. Серия «Литературные памятники») можно несколько расширить и тем самым облегчить работу ученикам.

1. Обратите внимание на предисловие, написанное самим Анненским, и на то, как он объясняет название книги: “Критик стоит обыкновенно вне произведения: он его разбирает и оценивает. Он не только вне его, но где-то над ним. Я же писал здесь только о том, что мной владело, за чем я следовал, чему я отдавался, что я хотел сберечь в себе, сделав собой. Вот в каком смысле мои очерки — отражения, это вовсе не метафора” (слова выделены самим автором; с. 5).

2. Выберите любой из очерков и ответьте на вопрос: в чём оригинальность подхода критика к личности и творчеству уже известного вам писателя или поэта?

3. Индивидуальные задания. Из раздела «Дополнения» дать оценку статье «О современном лиризме»; ответить на вопросы.

— Что сказано в главе «Они» о современных символистах?

— Прочитайте из раздела «Портреты» о В.Я. Брюсове. Что оценил в его творчестве Анненский?

— О Фёдоре Сологубе. Что в творчестве Сологуба кажется Анненскому сомнительным?

— В статье об А.А. Блоке автор восклицает: “Это в полном смысле слова и без малейшей иронии, — краса подрастающей поэзии, что краса! — её очарование”. Что он превыше всего оценил в Блоке?

— Что вы узнали об Андрее Белом из очерка Анненского?

— Какие мысли о поэтах Серебряного века, своих современниках, высказал Анненский в заключении?

К сожалению, нет времени на более подробное знакомство с оригинальными очерками Анненского о поэтах, с творчеством которых учащимся придётся знакомиться далее.

Задача учителя — заронить в сознание выпускников название «Книги отражений» и элементарное представление о её составе.

Статья опубликована при поддержке интернет-магазина "Платинум", на виртуальных витринах которого представлен широкий ассортимент подарков и сувениров. Большинство из представленных здесь работ, - авторские и сделаны вручную. Четки перекидные и православные, нарды, шахматы и резные шкатулки можно купить и оформить доставку в любой регион России. Кроме того, на сайте kust1.ru можно заказать резные нарды или шахматы, которые будут изготовлены мастером специально для Вас или для того человека, которому Вы захотите преподнести их в подарок. Уверены, изготовленные из ценных пород дерева, уникальные и единственные в своем роде изделия, а также охотничьи ножи с гравировкой на лезвии не смогут оставить равнодушными представителей сильного пола. А Ваша прекрасная половина, безусловно, оценит выбранную Вами для нее резную шкатулку, особенно если внутри нее найдется что-то не менее ценное и прекрасное, чем сам ларец.

Урок второй

«Кипарисовый ларец» и «Книги отражений»

Задачи этого урока: раскрыть многообразие мотивов лирики Анненского и показать их связь с поэзией XIX века, близость его поэтики к символистам, указать на элементы других поэтических систем Серебряного века и дать хотя бы элементарное представление об Анненском-критике.

Эпиграфом к уроку можно взять строку из стихотворения «Он и я»: “Я, как настройщик, все лады перебираю осторожно”.

Перед тем как обратиться к «Кипарисовому ларцу», необходимо вспомнить определение художественных направлений Серебряного века — символизм, акмеизм, футуризм, — которые были даны на вступительном занятии по поэзии Серебряного века.

Содержание урока может включать следующие “шаги”:

1. Началом должно быть слово учителя о прямом и символическом смысле названия сборника «Кипарисовый ларец» и его построении. Предлагаем краткое содержание этого слова.

У сборника «Кипарисовый ларец» в какой-то мере типичное для поэтов Серебряного века, любивших оригинальные и необычные заглавия, название. Это настоящий ларец из кипарисового дерева, в котором Анненский хранил свои тетради со стихами. Но не может не звучать и символическое значение: в русской традиции кипарис понимался как дерево скорби, а согласно античной легенде в этом дереве была заключена душа юноши Кипариса, любимца Аполлона. Возможно, в названии скрыта ещё одна тайна поэта — он хотел вызвать ассоциацию со смыслом книги своего любимого французского поэта Шарля Кро «Сандаловый ларец».

Композиционно «Кипарисовый ларец» состоит из трёх разделов: «Трилистники» — по три стихотворения в каждом (три листка), «Складни» — по несколько стихотворений и «Размётанные листы». Каждый из циклов связан внутри темой или мотивом, а все вместе циклы отражают единое миросозерцание автора.

Каждый трилистник имеет название, служащее как бы ключом к содержанию стихов цикла («Трилистник обречённости», трилистник лунный, призрачный, трилистник толпы, одиночества и так далее). Заглавие является важнейшим элементом поэтики Анненского: оно, как правило, многозначно и имеет завуалированный смысл.

М.Волошин вспоминал о том, как Анненский читал свои стихи: “Иннокентий Фёдорович достал большие листы бумаги, на которых были написаны стихи. Затем он торжественно, очень чопорно поднялся с места (стихи он всегда читал стоя)... Окончив стихотворение, Иннокентий Фёдорович всякий раз выпускал листы из рук на воздух (не ронял, а именно выпускал), и они падали на пол у его ног...” (Памятники культуры. Л., 1983. С. 70).

“Эти выпускаемые из рук листы — то ли «размётанные листы», то ли «опавшие листы», — плавно покачиваясь, опускались в русскую поэзию, становясь её плотью и кровью. Без «Кипарисового ларца» она уже давно не мыслима, как немыслима и вся русская культура без царскосельского эллиниста, полиглота, барина, декадента, директора гимназии, поэта мучительной совести” — так закончил вступительную статью к «Кипарисовому ларцу» Н.Богомолов (с. 50).

В литературоведении много говорилось о своеобразии построения сборника, состоящего из трилистника и складней. Кое-кто считает построение сборника “затейливым”, “искусственным”, “условно составленным”, так как иногда очень трудно уловить связи между стихами внутри “трилистников” и “складней”, хотя эта связь просматривается через темы, мотивы, как в «Трилистнике тоски» — через ассоциации, как в «Трилистнике огненном» — через связь символическую, например, «Смычок и струны», «Старая шарманка», в которых вещи замещают человека и наделяются человеческими свойствами, но в “некоторых трилистниках принцип сочетания невозможно установить без натяжек” (Гинзбург Л. С. 329).

Но все стихи трилистников и складней объединяет одна тема — жизнь человека, жизнь его духа на фоне природы и города, причём “природная” сущность человека для поэта одинаково значима с его “городской, урбанистической”, поскольку он живёт не только в природном мире, но и в окружении вещей, рождённых цивилизацией, и в соприкосновении с тем и с другим связана его жизнь и внешняя — материальная, и духовная. Счастливыми для него оба эти мира не оказываются.

Если городская жизнь и всё, что к ней относится, для большинства русских поэтов XIX века — Фета, например, — была уже “дурной, низкой жизнью”, остающейся за гранью поэтического, то для Анненского современный человек — это городской человек. Город — это конкретные условия его существования, это вещи, которые его окружают и с которыми соприкасается его душа, — это и будильник, и шарманка, и вагон железной дороги… Природа как бы отодвинута от человека и входит в поэзию Анненского в виде загородного дома, дачи. Зато в жизнь человека включается паровик, станция, вагон, кондуктор («Мы на полустанке», «Тоска вокзала»).

2. Далее читаем и анализируем стихотворения, вошедшие в «Трилистник сумеречный». Его состав: «Сиреневая мгла», «Тоска мимолётности» и «Свечку внесли».

«Сиреневая мгла»

— Представьте реальную ситуацию стихотворения. Символом чего является “сиреневая мгла” для героя? Очевидно, символом любовного чувства, но чувства тяжкого, безнадёжного.

— Обратите внимание на диалог. О чём просит герой, о чём мечтает?

Итак, это загадочное стихотворение в стиле символистской поэтики. Образы зашифрованы: она — “сиреневая мгла”, он — герой, тоскующий о любви, о желанной женщине, которая бы полюбила его, доверилась ему. Ответ её загадочен, но достаточно прозрачен, если упоминается “омут” под “тонким льдом”. Омут — это тоже символ, не сулящий ничего хорошего.

«Тоска мимолётности»

— Какой смысл имеет факт, что действие происходит в сумерках, когда луна ещё только всходит? Что вообще человек переживает в это время суток?

— О каком состоянии героя можно догадаться по словам: “в безнадёжности”, “уже незрячие тоскливо-белы стены”, “так чёрны облака”, “Там всё, что прожито, — желанье и тоска, // Там всё, что близится, — унылость и забвенье”.

— Прочитаем третью строфу. Как действуют сумерки на героя, и был ли он счастлив вечером, хотя он говорит “здесь вечер как мечта...”?

— Попытайтесь перевести на свой язык строчки:

...Но сердцу, где ни струн, ни слёз, ни ароматов,

И где разорвано и слито столько туч...

«Свечку внесли»

— Как поэт говорит о наличии двух миров, в которых живёт человек? Прочитайте первые две строфы.

— Чем характерен этот второй мир, “иная среда, где живём мы совсем по-другому”, то “далёкое”, что иногда ощущается человеком, тот “чуткий мир”, который иногда открывается нам в сумерки?

— Прочитаем последнюю строфу. Как размер стиха и перекрёстная рифма передают музыкальность звучания и прелесть момента, когда свет свечи отгоняет все призраки?

— Как бы вы обосновали правомерность включения прочитанных трёх стихотворений в единый “трилистник”? И объясните, почему он называется “сумеречным”?

— Приходилось ли вам испытывать в сумерки такие ощущения и мысли, о которых поведал в этих трёх стихотворениях И.Ф. Анненский?

Рассмотрим мотив двоемирия, свойственный поэтам-символистам.

«Мучительный сонет» («Трилистник призрачный»)

— Какие детали земной жизни названы в стихотворении? (“Пчелиное гуденье”, “ноющий комар”, “талый снег”, “прядь волос” и др.)

— Какие знаки другого мира указаны в третьей строфе сонета? Попытайтесь объяснить образ: “И музыки мечты, ещё не знавшей слова...”

— Вспомните определение сонета как стихотворной формы и скажите, как вы понимаете последние две строчки? Какой смысл вкладывали символисты в понятия “миг”, “сгореть в огне”?

— Как вы понимаете само слово “мука” в ряду синонимов: мучение, терзание, страдание, каторга, пытка?

— Можно ли сделать вывод о том, что уже в поэтике первого трилистника проявились элементы символистских и акмеистических систем?

3. Обозначим основные мотивы лирики И.Ф. Анненского, чтобы помочь учащимся войти в мир поэта, и назовём стихи, воплотившие эти мотивы.

 Мотив двоемирия («Свечку внесли», «Мучительный сонет»).

 Мотив тоски и одиночества человека, живущего в неблагополучном мире. Противопоставление мира реального миру идеальной красоты («Тоска мимолётности», «Тоска припоминания», «Тоска маятника», «Бесследно канул день», «Мучительный сонет»).

 Мотив сочувствия и жалости к несчастным («В дороге», «Картинка»).

 Мотив совести, ответственности каждого за всё, что совершается при нём («К портрету Достоевского», «Старые эстонки»).

 Мотив неприятия буржуазного мира с его жестокостью, “рыночностью”, уподоблением человека вещи («Кулачишка», «То было на Валлен-Коски»).

 Мотив возвышенной любви и невозможности её в этом мире («Среди миров», «Сиреневая мгла», «Смычок и струны»).

 Мотив мучительности творчества («Поэзия», «Поэту», «Старая шарманка»).

 Мотив природы, отторгнутой от жизни городского человека и страдающей от него («За оградой», «Желание жить», «Ноябрь», «Ветер»).

На этом же уроке можно послушать выступления учащихся о статьях, прочитанных в «Книгах отражений».

Домашнее задание

Одной группе учащихся дать характеристику стихам, включённым в трилистники: сентиментальный, осенний, дождевой, призрачный, ледяной, вагонный, кошмарный и так далее.

Выбрать для разбора и интерпретации в классе из каждого трилистника одно стихотворение, самое значительное, по их мнению, из трёх. Обратить внимание на поэтический мир стихотворений, состояние лирического героя и изобразительно-выразительные средства языка, передающие это состояние.

Второй группе прочитать стихи из «Складней» и прокомментировать одно-два.

Третьей группе дать характеристику стихам из раздела «Разбросанные листы».

Четвёртой группе охарактеризовать в издании «Иннокентий Анненский» в Большой серии «Библиотеки поэта» (1990) раздел «Стихотворения, не вошедшие в авторские сборники».

Чтобы облегчить домашнюю работу, можно сразу назвать стихи, которые желательно разобрать в каждом из трилистников, и даже дать вопросы, так как стихи Анненского не так-то просто понять, они требуют работы воображения, рассчитаны на ассоциативность мышления, уже сложившийся, достаточно высокий уровень эстетического развития.

Учащиеся должны обязательно познакомиться со стихами: из «Трилистника сумеречного» — «Тоска мимолётности»; из «Трилистника соблазна» — «Смычок и струны»; из «Трилистника сентиментального» — «Старая шарманка»; из «Трилистника осеннего» — «То было на Валлен-Коски»; из «Трилистника обречённости» — «Чёрный силуэт»; из «Трилистника проклятия» — «Кулачишка»; из «Трилистника призрачности» — «Мучительный сонет»; из «Трилистника из старой тетради» — «Тоска маятника»; из «Трилистника балаганного» — «Шарики детские»; из «Трилистника замирания» — «Осень»; из «Трилистника одиночества» — «Дальние руки».

Приведём примерные вопросы к отдельным стихотворениям, которые учащиеся будут разбирать дома самостоятельно. Учитель сам определит, какие из этих разборов прозвучат на следующем уроке.

«Чёрный силуэт» («Трилистник обречённости»)

— Какая картина представляется вашему воображению и как обозначены время и пространство?

— Определите размер стиха и скажите, какую функцию он в данном случае выполняет, какую интонацию определяет.

— Какие слова говорят об угнетённом состоянии героя?

— Как понимаете первую строфу? Что в этой жизни угнетает героя? (Жизнь, исполненная лжи, обмана, “тоска растущего испуга” — вот причины тягостного состояния.)

— О чём герой мечтает, о чём говорят строки: “тоскою пожираем”, “тот мир, тот миг с его миражным раем”? (“Уж мига нет”, то есть счастья нет, миг исчез.)

— Что могут значить многоточия в последней строфе? О каком состоянии героя они свидетельствуют?

— И наконец: что же вызвало такое тягостное состояние героя? Как вы его объясните?

— Попытайтесь воссоздать всю картину, на фоне которой протекает внутренний монолог героя.

— Элементы какой художественной системы здесь явно обнаруживаются? Какой символ определил тональность всего стихотворения?

— Правильно ли будет, если мы определим тему стихотворения как размышление героя о несбыточности счастья при созерцании силуэта “на зеркале гранита” — памятнике, когда в его сознании предстаёт вся его жизнь?

Из «Складней» желательно разобрать стихотворение «Милая», построенное на диалоге, где разговор ведут ОН и ОНА, «Две любви» или «Другому», в котором есть фраза: “среди людей, которые не слышат”.

Из цикла «Размётанные листы» желательно обратить внимание учащихся на стихотворение «Сестре», где речь идёт о воспоминаниях детства, о сестре Алине, няне, милой сердцу детской.

«Тринадцать строк» — совершенное по форме творение с несколько загадочной последней пятистрочной строфой, которая начинается так: “Я люблю только ночь и цветы” — и которую должны разгадать учащиеся.

«Нервы» — стихотворение, свидетельствующее о том, что Анненский абсолютно владел искусством использования разговорной речи. В состоянии нервного напряжения картины скачут в голове без всякого порядка: здесь и жена, и продавец, и почтальон — у каждого свой голос, своя тема. Можно прочитать «Колокольчики», в которых есть всё, что стало основой эстетической системы футуристов.

«Прерывистые строки» — стихотворение, свидетельствующее об умении поэта передать сложнейшее душевное состояние двух любящих или любивших людей, прощающихся на вокзале, возможно, навсегда. Она замужняя женщина и, видимо, несчастная. Напряжённая ситуация передана синтаксическими средствами с необычайным мастерством. Стилистика этого стихотворения потом повторится неоднократно у Ахматовой и Маяковского.

«шарики детские» — озорное стихотворение, изображающее продавца цветных шаров на рынке. Великолепно передан шум базарной толпы и характер продавца, который приговаривает, балагурит, сыплет прибаутками, шутит. Трудно представить, что подобное стихотворение мог сочинить Анненский, герой которого обычно тоскует, несчастлив во всём — и вдруг такой фейерверк веселья, озорства, розыгрыша.

«Гармония»

— Как показан мир реальный и мир идеальный?

— Как показана устремлённость к идеалу?

— В чём лирический герой видит спасение мира, почему люди должны понимать друг друга?

— Что значит образ — “средь огня”? В чём смысл жизни? За что человек может “зацепиться”, чтобы устоять?

— Что такое “миг” и можно ли его продлить?

— Почему осень занимает особое место в жизни человека? (У Пушкина это пора осмысления прошлого, настоящего и будущего.)

— Почему избран морской пейзаж? (Символ у Пушкина.)

— Возможна ли гармония на земле?

4. Так почему поэзия Анненского волнует нас? Почему пережила свой век? В чём её значение? Коллективный ответ учащихся.

5. Прослушивание романса на стихи «Среди миров» композитора А.Суханова.

Урок третий

Продолжение темы второго урока. Многообразие мотивов лирики И.Анненского и своеобразие его лирической системы

Проблемы этого урока: подвести итог наблюдениям над поэтическим строем стихотворений Анненского, показать их близость традициям русского классического стиха и то новое, что позволит в системе И.Анненского отметить элементы таких формирующихся направлений Серебряного века, как символизм, акмеизм, импрессионизм и футуризм. Обратить внимание на многообразие мотивов.

Эпиграфом к уроку могут быть слова из стихотворения «Третий мучительный сонет»:

Но я люблю стихи — и чувства нет святей:
Так любит только мать, и лишь больных детей.

На доске должно быть определение сонета: “Сонет — это краткое (не более четырнадцати строк) стихотворение лирико-философского характера, созданное по строгим правилам: первые две строфы четырёхстрочные, две последние — трёхстрочные” (Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 411–412).

1. В начале урока необходимо познакомить учащихся с термином мотив, хотя чёткого определения этого понятия современное литературоведение пока не выработало. Так что толкование его может быть только приблизительным, составленным на основе статей из «Литературного энциклопедического словаря», «Музыкального энциклопедического словаря», «Введения в литературоведение» (М., 1999. С. 202–209), «Теории литературы» В.Е. Хализева (М., 2000. С. 266–269), статей В.И. Тюпы, работающего над словарём мотивов (Тюпа В.И. Тезисы к проекту словаря мотивов // Дискурс. Новосибирск, 1999. № 2), статьи «Мотивы» в «Лермонтовской энциклопедии» (М., 1981. С. 290–299), «Литературных лейтмотивов» Б.М. Гаспарова (М., 1994) и других. Все эти толкования так или иначе восходят к «Исторической поэтике» А.Н. Веселовского (М., 1989).

Во всех названных источниках в лирических произведениях мотив осознаётся как комплекс устойчивых, повторяющихся чувств, образов, идей. В «Лермонтовской энциклопедии» доступно объяснено взаимодействие темы и мотива на примере творчества М.Ю. Лермонтова. “Одиночество — мотив, пронизывающий почти всё творчество и выражающий умонастроение поэта. Это одновременно и мотив, и сквозная, центральная тема его поэзии, начиная с юношеских стихов и кончая последующими... Ни у кого из русских поэтов этот мотив не вырастал в такой всеобъемлющий образ, как у Лермонтова” (с. 290–312). Этот “всеобъемлющий мотив, а вернее сказать, тема воплощается во взаимодействии мотивов: свободы, гордого одиночества, волн, действия и подвига, изгнанничества, памяти и забвения, времени и вечности, любви, смерти, судьбы и т.д.” (Введение в литературоведение. М., 1999. С. 208).

Каждый из названных мотивов как бы расширяет, конкретизирует общий мотив одиночества, общую тему, которая объединяет всю лирику М.Ю. Лермонтова в единое целое.

В свете сказанного ученикам легче понять взаимодействие мотивов у И.Ф. Анненского. Единый мотив, единая тема объединяет всю лирику поэта — это тема всеобъемлющего неблагополучия человеческого существования в системе цивилизации наступающего XX века, и это неблагополучие ощутимо выявляется через взаимодействие мотивов одиночества, муки, невозможности любви, расколотости мира, уподобления человека вещам и так далее. Истоки этих мотивов, как и в лирике Лермонтова, — в реальной действительности нового времени.

2. Чтение и анализ стихов, прочитанных дома, коллективное определение их мотивов. Вновь коснёмся лишь некоторых из них.

Мотив тоски и одиночества

«Тоска припоминания» («Трилистник тоски»)

— Почему герою сейчас так тяжко? Прочитайте вторую строфу; почему ему хочется уйти от людей?

— Что в безотрадном прошлом всё-таки было хорошего и как это воспоминание характеризует героя?

«Тоска мимолётности» («Трилистник сумеречный»)

— Как мотив одиночества выражен в системе зрительных образов и душевном состоянии героя? Обратите внимание на определения “туманный диск луны”, “незрячие тоскливо-белы стены”, “чёрны облака”.

— О чём свидетельствуют следующие строки:

Там всё, что прожито, — желанье и тоска,

Там всё, что близится, — унылость и забвенье.

— Какой смысл в троекратном употреблении усилительной частицы -ни: “ни струн, ни слёз, ни ароматов”?

— Как вы понимаете метафору: “И где разорвано и слито столько туч... // Он как-то ближе розовых закатов”?

— Чем напоминает это стихотворение лермонтовское «И скучно, и грустно...»?

«Мучительный сонет» («Трилистник призрачный»)

— Как вы понимаете название стихотворения? Объясните само слово “мука” в ряду синонимов: мучение, страдание, терзание, каторга, пытка.

— Что нужно герою для счастья? Какие реалии земной жизни названы в стихотворении?

— Как вы понимаете выражение: “И музыки мечты, ещё не знавшей слова”?

— Верит ли герой в возможность этого “мига” здесь, на земле? Почему в этот призыв вложено столько страсти?

«Тоска маятника» («Трилистник из старой тетради»)

— В каком состоянии находится герой стихотворения и что усугубляет это состояние (“дождик”, “ветер”, “точно вымерло всё в доме”, “жёлт и чёрен мой огонь”, “тяжко переступит конь”, “тело скорбно и разбито”)?

— Маятник не даёт уснуть герою. Как передана монотонность действий маятника и какое действие он оказывает на человека?

— Как через ход часов создаётся образ чудовища, которое не даёт человеку спать? Отметьте образы: “ходит-машет сумасшедший”, “ходит-ходит, вдруг отскочит”, “зашипит и захохочет”, “ходит-машет… с злобным рвеньем”, “«так-то, так-то» повторяет маниак”.

— Как в двух последних строфах преодолевается действие маятника и герой погружается в сон?

— Чем замечательна эта зарисовка? Как проявилось мастерство поэта как психолога и реалиста?

— Что вы можете сказать о душевном состоянии лирического героя Анненского, если только в заглавия стихотворений слово тоска входит пятнадцать раз? («Тоска вокзала», «Тоска мимолётности», «Тоска припоминания» и так далее.) Можно ли этот факт назвать случайностью?

— В каком смысле употреблено в этом стихотворении понятие “тоска”? И в чём необыкновенная прелесть этого стихотворения?

Мотив трагизма и невозможности гармонии в любви

«Смычок и струны» («Трилистник соблазна»)

— Как в первой строфе передано чувство непонимания, которое так свойственно людям?

— Как развивается мотив узнавания? Прочитайте 3, 4, 5 строфы.

— О чём свидетельствует финал? Было ли найдено взаимопонимание навсегда, о чём предостерегает слово “чёрный” бархат?

— Рассмотрите стихотворение с точки зрения символистской поэтики.

— Какие образы нарисованы с поразительной ясностью и конкретностью?

Мотив незащищённости человека в этом мире, уподобление его вещи

«Старая шарманка» («Трилистник сентиментальный»); «То было на Валлен-Коски» («Трилистник осенний»)

— Какую истину людского существования утверждает поэт через судьбу старой шарманки? Обратите внимание на последнюю строфу.

— И как во втором стихотворении в связи с судьбой куклы, бросаемой в водопад Валлен-Коски на реке Вуока в Финляндии для увеселения окружающих, сказано, как горько, что и с людьми поступают так же, и почему “обида куклы обиды своей жалчей”?

— Как бы вы определили мотив, обозначенный в последней строфе?

Мотив неприятия буржуазного мира с его жадностью и жестокостью

«Кулачишка» («Трилистник проклятия»)

— Что, по-вашему, могло послужить толчком к написанию стихотворения?

— Как показан быт “кулачишки”?

— Найдите детали, которые свидетельствуют о том, что речь идёт о трагической судьбе девушки.

— Как вы понимаете последнюю строфу, как понимаете метафору: “Скормить Помыканьям и Злобам // И сердце, и силы дотла...”?

— Почему стихотворение названо уничижительным словом “кулачишка”?

— Можно сказать, что в этом стихотворении есть что-то некрасовское? Что именно?

Об Анненском часто пишут, что он был “вне политики”, “вне злобы дня”, но это не совсем так. Обратимся к двум стихотворениям — «Петербург» и «Старые эстонки». Анненский вовсе не был революционером, но там, где нарушались законы совести, правды, проявлялась жестокость, он реагировал открыто. Так, он защитил своих учеников, когда они вместе с другими участвовали в событиях 1905 года. Также он чувствовал свою вину за то, что власти с жестокостью подавили революционные выступления эстонских рабочих. И здесь ему жаль матерей казнённых, и он чувствует перед ними вину. Об этом свидетельствует подзаголовок — «Из стихов кошмарной совести».

Мотив совести и ответственности

«Старые эстонки»

— Как нарисованы “портреты” эстонских женщин из-под Ревеля? Отметьте детали их поведения, как выражено уважение к ним?

— Что герой говорит в своё оправдание?

Есть куда же меня виноватей...
Сыновей ваших... я ж не казнил их...
Я, напротив, я очень жалел их...

— Как эстонки отнеслись к этим оправданиям? Прочитаем их гневную отповедь.

— Почему же герою не спится, что мучает его, почему он так близко к сердцу принимает их обвинения, хотя объективно он не виноват?

— Вспомним строчку из стихотворения «В дороге»: “Наша совесть... Наша совесть...”

— Какое чувство было очень сильным у Анненского-человека?

— Обратите внимание, как мастерски строит поэт диалог.

«Петербург»

— Как нарисован образ города (“пар зимы”, “жёлтый снег”, “плиты”, “камни”, “пустыни немых площадей”, “Нева буро-жёлтого цвета” и так далее).

— Обращаясь к прошлому, что вспоминает герой? Какое чувство его угнетает?

— Почему задерживается внимание на памятнике Петру I, что в истории связано с его именем?

— Что имеет в виду поэт, когда говорит “о сознаньи проклятых ошибок” и “отраве бесплодных мечтаний”?

— Как вы понимаете строфу: “Я не знаю, где вы и где мы” (выделено автором)?

— Как можно охарактеризовать взгляд автора на историю не только Петербурга, но и всей страны? Как вы понимаете метафору: “Чем вознёсся орёл наш двуглавый” (в черновике было — “наш хищник двуглавый”)?

— Можно ли назвать взгляд поэта на историю города и Отечества всеобъемлющим и, следовательно, во всём справедливым?

— Как вы думаете, в каком состоянии можно написать такое стихотворение?

3. Обращение к циклу «Складни». Желательно, чтобы в этом разделе урока прозвучали стихотворения «Милая» и «Он и я».

4. Цикл «Размётанные листы».

«Среди миров». Коллективная работа над текстом.

— Это стихотворение в 1910-х годах приобрело необыкновенную популярность через романс, музыку которого написал А.Вертинский. Он же был его исполнителем. Послушаем романс.

— Как передана возвышенность чувства героя к Ней, Звезде, и кем она является для него?

— Почему герой любовь к Ней возводит в сферу “миров” и “светил”?

— Можно ли сказать, что это стихотворение создано в системе поэтики символизма? Как передана сложность и противоречивость чувства героя? Обратите внимание на оборот “не потому”, который употреблён дважды.

— Как добивается поэт возвышенной интонации? Отметьте роль ямбического размера.

— Как вы думаете, почему романс был так популярен?

— Исчерпывается ли содержание стихотворения выделением мотива?

«Прерывистые строки»

— Раскройте смысл названия. В каком состоянии находится герой? Обозначьте ситуацию стихотворения, его сюжет.

— Почему нарушена хронология, последовательность событий?

— Как вы думаете, любил ли он её?

— Как синтаксически передано взбудораженное состояние героя? Обратите внимание на строфику.

— Какое стихотворение Маяковского вам вспоминается?

Из цикла «Размётанные листы» хорошо бы прочитать стихи «Дети» и «Моя тоска», мотивы которых легко осознаются учащимися.

За пределами рассмотренных нами стихотворений остаётся почти целый раздел — «Стихотворения, не вошедшие в авторские сборники», среди которых есть такие замечательные, как «Падает снег...», «На северном берегу», «В ароматном краю в этот день голубой...», «Тоска кануна», «Поэзия», «Завещание», «Майская гроза», «Что счастье?», «Колокольчики», «Три слова», «Я думал, что сердце из камня...», «Поэту» — стихи, в которых звучат то пушкинские, то тютчевские, то фетовские мотивы. Все эти стихотворения заслуживают внимания и рассмотрения их на отдельном уроке: в них учащиеся найдут подтверждение мотивов, которые обозначены ранее.

5. Вспомним определение сонета и попытаемся ответить на вопрос: почему Анненский так часто его использует? (О художественных возможностях сонета см. статью О.И. Федотова «Сонет Серебряного века». М., 1990. С. 5–34; О “музыкальности и почти изощрённой тонкости выражения чувств” в сонетах Анненского убедительно сказал Б.Романов во вступительной статье к сборнику «Русский сонет». М., 1983.)

6. Коллективный ответ на вопрос: что представляет собой лирическая система И.Анненского и какие особенности других поэтических систем Серебряного века можно отметить, опираясь на стихи, прозвучавшие и прокомментированные в классе, а также прочитанные дома самостоятельно?

Обратимся к точному определению лирической системы, данному Б.О. Корманом в книге «Изучение текста художественного произведения»: “Под лирической системой следует понимать совокупность лирических стихотворений, объединённых отчётливо выраженным отношением к действительности и художественным строем”. Запишем это определение в тетрадь.

Если говорить о восприятии мира лирическим героем Анненского, то оно оказывается трагическим потому, что является следствием осознания им острого неблагополучия мира, в котором человек тотально не может быть счастливым, то есть не может обрести опоры ни в общении с людьми или с природой, ни в любви. Отсюда основными являются мотивы тоски и одиночества, когда состояние муки становится обычным и осознаётся как данный свыше способ существования, как сам процесс жизни, а не какой-то из её этапов.

Грубый материальный безрадостный мир не принимается лирическим героем, безрадостным оказывается и мир интимный, тоже проникнутый тоской и страхом.

Лирический герой исполнен сочувствия к несчастным и обездоленным людям, это определило гуманистический пафос и обострённую совестливость всей лирики Анненского. Лирический герой осознаёт себя ответственным за всё, что происходит вокруг, и не может быть спокойным, когда в мире царят нищета, бедность, душевная неустроенность, одиночество.

В поэтическом строе лирики Анненского можно отметить поразительную искренность, открытую эмоциональность, музыкальность, мастерское владение ритмом, рифмой, стиховым размером. Анненского можно назвать мастером диалога, умело использующим все виды речи — от разговорной до возвышенной; Анненский в совершенстве владеет всем арсеналом изобразительно-выразительных средств языка, умело используя художественные богатства символа, метафоры, олицетворения, эпитета, превосходно используя все возможности русского синтаксиса для передачи сложнейших душевных состояний. Излюбленной формой стиха в системе Анненского является сонет. В поэтике стихов Анненского проявились элементы художественных систем, которые параллельно создавали символисты, акмеисты и футуристы. Наконец, лирика Анненского ассоциативна, она требует работы воображения и мобилизации всего житейского и литературного опыта читателя.

Поэтическое новаторство Анненского, искренность человеческого голоса, мастерство развёртывания образов, полных движения, насыщение стиха ёмким смыслом, умение соединить драматизм с простотой и доверительностью тона, умение находить разнообразные оттенки для бесконечного богатства красок и звуков окружающего мира — всё это стало достоянием русской поэтической культуры и получило творческое развитие в поэзии нашего времени. Этим и определяется место Анненского в историко-литературном процессе не только XX, но и XXI века.

Завершить работу над темой «И.Ф. Анненский» необходимо домашним письменным заданием, которое бы закрепило впечатление, полученное учащимися на уроках, и в то же время заставило бы их ещё раз самостоятельно обратиться к стихам поэта.

Темы сочинений могут быть следующими:

1. Что, по-вашему, надо знать каждому об Анненском-поэте и человеке и какое стихотворение обязательно выучить наизусть?

2. Как отразилась личность поэта в сборнике стихов «Кипарисовый ларец»?

3. Какие стихи из цикла «Разбросанные листы» (или из «Стихотворений, не вошедших в авторские сборники») вы считаете необходимым включить в школьную программу обязательно?

4. Опыт анализа раздела «Стихотворения в прозе» (Иннокентий Анненский. Стихотворения и трагедии. Серия «Библиотека поэта». Л.: Советский писатель, 1990).

5. И.Анненский как переводчик. Ваше мнение о переведённых стихах. (Можно выбрать переводы одного из поэтов: Г.Гейне, Ш.Бодлера, П.Верлена, С.Прюдома, А.Рембо и других; прочитать в Библиографическом словаре «Зарубежные писатели» (под ред. Н.П. Михайльской; М.: Просвещение, 1966) статью о поэте и попытаться оценить стихи, переведённые И.Ф. Анненским.

6. Статья И.Анненского из «Книги отражений» о моём любимом писателе (поэте) и что нового я узнал о нём.

7. Какие сонеты И.Анненского мне особенно запомнились.

Литература для учителя

Анненский И.Ф. Кипарисовый ларец / Вст. ст. Н.Богомолова. М.: Книга, 1990 (миниатюрное издание).

Анненский И.Ф. Стихотворения и трагедии. Вст. ст. А.Фёдорова. Л.: Советский писатель, 1990 (Серия «Библиотека поэта»).

Орлов А. Основные даты жизни и творчества И.Ф. Анненского // Анненский И.Ф. Книги отражений. М., 1979. Серия «Литературные памятники».

Беренштейн Е.Г. “Просветлённая страданием красота”. Поэтический мир Иннокентия Анненского // Литература в школе. 1992. № 3, 4.

Бавин С. Иннокентий Анненский // Бавин С., Семибратова И. Судьба поэтов Серебряного века. М., 1993. С. 7–16.

Верхейл К. Трагизм в лирике Анненского // Звезда. 1995. № 9. С. 208–216.

Гинзбург Л. О лирике. Л.: Советский писатель, 1974 (Глава «Вещный мир». С. 311–354).

Гумилёв Н.С. Письма о русской поэзии. М.: Современник, 1990.

Кирсалова Е.В., Леденёв А.В., Шаповалова Ю.М. Серебряный век русской поэзии. М.: Новая школа, 1996.

Кушнер А. О некоторых истоках поэзии И.Анненского // Анненский и русская культура XX века. М., 1996.

Кушнер А. Среди людей, которые не слышат // Новый мир. 1997. № 12. С. 192–215.

Максимов Д.Е. Русские поэты начала века. Л., 1990 (глава об Анненском).

Мандельштам А. Иннокентий Анненский // Серебряный век: русские судьбы. СПб., 1996. С. 913.

Маковский С. Иннокентий Анненский // Серебряный век. Мемуары. М., 1990. С. 114–145.

Подшивалова Е.А. Концепция мира и человека в «Кипарисовом ларце» И.Ф. Анненского // Кормановские чтения. Вып. 1. Ижевск, 1994. С. 76–85.

Фёдоров А.В. Иннокентий Анненский: личность и творчество. Л., 1984.

Эткинд Е. Единство Серебряного века: О русской литературе конца XIX — начала XX века // Звезда. 1989. № 12. С. 185–199.

Рейтинг@Mail.ru