Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №33/2004

Архив

Система практических работ по литературе

ШКОЛА В ШКОЛЕ

Ирина СТРАШКО,
г. Астрахань


Система практических работ по литературе

В своей деятельности я использую разные виды творческих заданий, но один вид – практические работы – родился именно в процессе моей педагогической работы. Разрозненные, проводимые скорее по наитию, чем по плану, практические работы постепенно преобразовывались в систему, но не застывшую, а подвижную, зависящую от конкретных детей конкретного класса, от их потребностей, от самого произведения. Я была очень рада, когда увидела в учебниках «В мире литературы» под редакцией А.Г. Кутузова разделы «Творческая мастерская», «Творческий практикум», идейно совпадающие с теми работами, которые были составлены мною.

I. Общее содержание и цели практических работ

Практические работы направлены на анализ структуры произведения, образной системы, эпизода произведения, стиля писателя, на выявление авторской позиции. “Кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта”, — говорил Гёте. Необходимость их проведения диктуется двумя условиями: отдельные детали произведения были недостаточно глубоко проанализированы в ходе обсуждения или, что встречается чаще, ученики сами в ходе обсуждения поставили проблему именно литературоведческого характера, которую удобнее всего решить на занятии именно этого типа. По своей направленности практические работы являются творческими работами проблемно-познавательного характера. Их цель — в активном творческом постижении языка произведения, авторской модели действительности, в формировании и развитии литературно-художественных умений, что в конечном итоге ведёт к формированию образованного читателя.

II. Методика проведения практических работ

Эти работы в 5–6-х классах проводятся в коллективно-индивидуальной форме: коллективное обсуждение вопросов, индивидуальная запись ответов и примеров. Учитель создаёт эти работы, во время их проведения направляет и координирует деятельность учащихся.

В 7–8-х классах практические работы проводятся коллективно, в группах и индивидуально. Ученики могут принимать участие в создании этих работ. Роль учителя меняется: теперь он выступает в роли соавтора, но по-прежнему в ходе обсуждения направляет и координирует деятельность учащихся.

В 9–11-х классах эти работы проводятся только индивидуально. Методика проведения такова:

  • объявление о предстоящей работе,
  • тексты работ раздаются учащимся на дом,
  • индивидуальный анализ,
  • урок-консультация,
  • индивидуальное выполнение работы,
  • обсуждение одной из работ,
  • взаимопроверка и проверка учителем.

Как правило, работы составляются учителем и дополняются учениками, возможен вариант коллективного творчества. Учитель выступает в роли консультанта.

III. Примерная тематика практических работ

Класс Тема практической работы
5-й класс 1

2

3

Язык цепочной сказки

Язык волшебной сказки

В творческой лаборатории Н.В. Гоголя

6-й класс 1

2

3

Язык былин

Приёмы анализа лирического произведения

Приёмы создания образа Робин Гуда в английских балладах

7-й класс 1

2

3

Степь в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Жанр произведения И.С. Тургенева «Бежин луг»

Роль художественной детали в новелле А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

8-й класс 1

2

Фольклорные традиции в «Слове о полку Игореве…»

Сравнение сонетов Петрарки и Шекспира

9-й класс 1

2

3

Синкретический реализм А.С. Грибоедова

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»

Приёмы создания образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

10-й класс 1

2

3

4

Способы выражения авторской позиции в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Философская лирика Ф.И. Тютчева

Роль эпилога в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Роль сцены «Приезд Гаева и Раневской в имение» в комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад» (Роль финальной сцены)

11-й класс 1

2

3

4

Образ родины и лирического героя в лирике С.А. Есенина

Поэтика символизма

Поэтика акмеизма

Поэтика футуризма

IV. Планы некоторых практических работ

Язык цепочной сказки
5-й класс

Цели

  1. Объяснить, какая сказка называется цепочной.
  2. Выяснить, как построена цепочная сказка.

Ход работы

1. Составить сюжетную схему и сюжетный план сказки.

Сюжет — система событий.

Составить сюжетный план — перечислить основные события.

Составить сюжетную схему — перечислить основные события в виде условных обозначений: персонаж, направление движения событий.

2. По убыванию или возрастанию связаны персонажи?

3. События.

  • Какое событие является завязкой действия?

Завязка — событие, благодаря которому развивается действие сказки; начальный момент в развитии действия.

  • По нарастанию или убыванию развиваются события? Какими словесными формулами связаны звенья сюжетной цепочки?
  • Какое событие обрывает цепь событий, является кульминацией в развитии действия?

Кульминация — наивысший, самый напряжённый момент в развитии действия.

4. Какая сказка называется цепочной?

5. В чём смысл сказки?

Язык волшебной сказки
5-й класс

Цели

  1. Выявить языковые формулы в волшебных сказках.
  2. Классифицировать их.
  3. Выяснить их роль в повествовании.

Ход работы

1. Дайте определение понятию “языковая формула”.

2. Найдите языковые формулы в сказке.

3. В какой части сказки они находятся? Как их можно классифицировать?

4. Какую роль играют в повествовании?

5. Заполните обобщающую таблицу.

Название Языковая формула Роль в сказке
     

6. Подберите постоянные эпитеты к словам: … море, … поле, … сад, … конь, … молодец, … девица, …старичок, … сторона, … день, … река.

В творческой лаборатории Н.В. Гоголя
5-й класс

Цели

  1. Выяснить, как создаётся портрет героини в рассказе.
  2. Выяснить, с какой целью Гоголь создаёт портретную характеристику.

Задания

1. Найти в рассказе Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» три описания Пидорки. Прочитать их выразительно. Ваши наблюдения.

2. Найти изобразительно-выразительные средства (ИВС), используемые автором. Что интересного вы заметили в использовании ИВС? Как вы можете это объяснить?

3. Что и почему изменилось в Пидорке? Изменилось ли отношение автора к Пидорке? Что вам помогло это заметить? Что хотел сказать Гоголь, рассказывая о судьбе Пидорки?

4. Сделайте вывод о способах создания портрета героини.

5. Придумайте развёрнутые сравнения к понятиям “радость“, “грусть”, “свеча”, “роса”.

Миф и сказка
6-й класс

Цели

  1. Доказать, что волшебная сказка произошла от мифа.
  2. Найти черты, которые отличают миф от сказки.

Ход работы

1. Композиция цикла мифов и волшебной сказки.

Композиция мифов и сказки строится как путешествие в “чужой” мир и возвращение в “свой”. Как в мифах и сказках изображена граница между этими мирами? Где находятся “свой” и “чужой” миры? Как туда добраться? Как изображены эти миры? Какие географические объекты там находятся, кто их населяет? В каких отношениях находятся герои мифов и сказок с героями “чужого” мира? “Чужой” мир какого мифического цикла наиболее близок к сказочному? Как герои возвращаются в “свой” мир?

2. Сюжет.

Сюжет цикла мифов и сказки связан с образом главного героя. Сюжет в сказках имеет следующий общий вид:

  • беда,
  • поиск героем способа её устранения, отправление в “чужой” мир,
  • преодоление героем препятствий,
  • помощь герою чудесного дарителя или помощника,
  • герой побеждает врагов и добивается своей цели,
  • счастливое возвращение домой.

Выстройте конкретный и общий сюжетный план одного из мифических циклов. Что общего и различного со сказкой?

3. Образ главного героя.

Что общего у мифологических и сказочных героев в судьбе, характерах, жизненных испытаниях? Что общего в описании их детства? Почему они были необыкновенными детьми? С какой целью они отправляются в “чужой” мир? Какие испытания проходят? Какие качества характера, личности помогают им пройти эти испытания? Что изменяется в них после возвращения? Всегда ли их ждёт счастливое завершение путешествия?

4. Другие герои, их функции. Что общего и различного?

Герои Миф Сказка
Главный герой    
Вредители   Змей Горыныч
Чудесные помощники   Звери
Чудесные дарители   Старый старичок
Чудесные предметы   Чудесная рубашка

5. Вывод. Чем миф отличается от сказки? Придумать схему, на которой видно, что сказка происходит от мифа.

Роль художественной детали в новелле А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
7-й класс

Цели

1. Найти художественные детали в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий».

2. Определить вид этих деталей.

3. Определить смысл их использования автором.

Ход работы

1. Запишите определение художественной детали самостоятельно.

2. Внимательно прочитайте рассказ Чехова «Толстый и тонкий».

3. В чём смысл заглавия рассказа? Подберите синонимы к этой паре. Найдите в тексте детали, подтверждающие вашу правоту.

4. Укажите, опираясь на определения, описательные или повествовательные это детали.

Описательными называются детали, описывающие, рисующие героев, картину, ситуацию.

Повествовательными называются детали, описывающие изменения в картине, героях, ситуации.

5. Найдите другие описательные детали. Какую смысловую нагрузку они несут?

6. Найдите повествовательные детали. Когда и почему произошли изменения в героях и ситуации?

7. Сделайте вывод о смысле использования А.П. Чеховым художественных деталей.

Сонеты
8-й класс

Цели

  1. Дать определение сонету как жанру.
  2. Рассмотреть композиционное строение сонета.
  3. Сравнить сонеты Петрарки «Тот жгучий день, в душе отпечатленный…» и Шекспира «Её глаза на звёзды не похожи…».
  4. Посмотреть, чьи традиции сохранил в сонете «Мадонна» А.С. Пушкин.

Ход работы

1. Дать определение жанру сонета, отвечая на следующие вопросы.

  • К какому роду литературы и почему относится сонет?
  • Какова основная тема прочитанных вами сонетов? Из скольких строк состоит сонет?
  • Как они расположены в итальянском (Петрарка) и английском (Шекспир) сонетах?
  • Какова рифмовка?

2. Известно, что у сонета особая композиция: он имеет лирический сюжет. Английский: первый катрен — завязка, второй — развитие действия, третий — кульминация, две последних строки — вывод, итог, развязка. Итальянский: первый катрен — завязка, второй — развитие действия, терцеты — кульминация. Покажите на примере сонетов Петрарки и Шекспира особенности их композиции.

3. Сонеты Петрарки и Шекспира — о любви к женщине. Сравните, как нарисован образ лирической героини, чувства лирических героев. Как вы думаете, с кем и почему полемизирует Шекспир в последних двух строках?

4. Как рисует Пушкин образ любимой женщины? Чью традицию он сохраняет?

Философская лирика Ф.И. Тютчева
10-й класс

Цели

  1. Выявить особенности мировоззрения Ф.И. Тютчева.
  2. Познакомиться с творческим методом поэта.
  3. Продолжить работу по навыку анализа стихотворений.

Стихотворения: «Проблеск», «Странник», «Как над горячею золой…», «С поляны коршун поднялся…», «Вопросы (Из Гейне)», «Сижу задумчив и один…», «Поток сгустился и тускнеет…», «Колумб», «Silentium!», «Наш век».

Задания

1. Сформулируйте проблемы, которые можно было бы назвать философскими.

2. Сгруппируйте стихотворения. Какой принцип лёг в основу группировки? Озаглавьте и подробно охарактеризуйте каждую группу.

Вспомогательные вопросы:

  • Что представляет собой человек в поэзии Тютчева?
  • Однозначны ли образы человека и его пути?
  • В чём трагедия человеческого бытия?
  • Каков лирический конфликт стихотворений?
  • Какие образы противостоят друг другу?
  • Как решаются конфликты жизни души и “наружного шума” действительности, человека и Вселенной, человека и Бога?
  • В чём смысл и оправдание человеческого существования?

Вспомогательная лексика: жажда познания, дисгармония человеческого существования, гармония активного “я” с мирозданием, устремления и помыслы, постижение мира, двоемирие, бытие как катастрофа, палитра чувств, мятеж, вызов, контраст мира реального и мира идеального, самоутверждение и своеволие.

3. В.С. Баевский в книге «История русской поэзии» говорит о Тютчеве как о поэте с трагическим мироощущением. Согласны ли вы с этим? В чём же трагизм мироощущения Тютчева?

4. А.М. Гуревич в статье «Тютчев» («Русские писатели». Библиографический словарь) называет Тютчева последним поэтом-романтиком. Прочитайте в литературоведческом словаре статью о романтизме. Согласны ли вы с мнением А.М. Гуревича? Какие художественные приёмы романтической школы использовал поэт? А классицистической? Приведите примеры.

5. Проанализируйте одно из предложенных выше стихотворений.

Смысл финальной сцены. 4-е действие комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
10-й класс

1. Где и когда происходит действие? Опишите подробно место, остановитесь на смысловой нагрузке, которую несут декорации.

2. Герои и отношения, которые их связывают.

  • Лопахин. Найдите реплики, ярко характеризующие этого персонажа. В чём его необычность? Чем он отличается от купцов А.Н. Островского? Почему он ещё до отъезда Раневской даёт приказание о вырубке сада? Что значат слова Пети: “Не размахивай руками”? Почему Лопахин не делает предложение Варе? Видит ли он смысл в своей жизни? Кого из литературных героев он напоминает? В первом действии он едет в Харьков, в последнем — вновь уезжает туда. Почему Чехов “заставляет” его бегать по кругу?
  • Раневская. Куда и зачем она уезжает, почему не остаётся с Аней? Каково её будущее? А у Гаева? Почему они отказываются пить шампанское, предложенное Лопахиным? Почему Гаев говорит, что теперь всё хорошо, и Любовь Андреевна спокойна, но в конце они вместе рыдают? В чём символическое значение этих слёз?
  • Кто из героев по-настоящему счастлив и почему?

3. Каково символическое значение

  • звука лопнувшей струны,
  • звука топора,
  • того, что в имении остаётся забытый хозяевами Фирс?

4. А.П. Чехов определил жанр своей пьесы как комедию. Проверьте значение термина по словарю. Прочитайте статью учебника о жанровом своеобразии пьес А.П. Чехова. Основываясь на тексте всей пьесы, особенно на четвёртом действии, подумайте о жанре пьесы и напишите своё мнение.

5. Сделайте вывод о роли финала в пьесе.

V. Описание некоторых практических работ

Практическая работа «В творческой мастерской Н.В. Гоголя» для 5-го класса является своеобразным “прикосновением” к стилю писателя. Это именно “прикосновение”, а не изучение стиля писателя, что связано с психологическими особенностями и интеллектуальными возможностями пятиклассников, не готовых ещё к столь кропотливой и трудной работе. Но учить детей вглядываться в художественный текст, отмечать общие художественные особенности, характерные для разных произведений одного автора, можно и нужно начинать с пятого класса, потому что эта работа развивает литературный вкус детей, учит их бережному и внимательному обращению со словом художника и словом вообще, наконец, повышает их культурный и интеллектуальный уровень. Об этом пишет в своей статье «О задачах и методах изучения художественного текста в школе» Н.И. Кудряшёв: “Изучение стиля писателя — одна из самых трудных задач преподавания литературы. Между тем литературное образование, эстетическое воспитание учащихся нельзя считать достаточно высоким, если они не чувствуют, не осознают, хотя бы в отдельных, наиболее доступных им проявлениях, творческого своеобразия каждого изучаемого писателя”.

В 5-м классе мы ещё не подошли к комплексному анализу художественного текста, хотя на уроках пытаемся анализировать и образный, и композиционный, и сюжетный строй рассказа, но не связываем это пока с понятием стиля. Поэтому в работе по “прикосновению” к стилю мы намеренно сужаем понятие стиля как единства всех сторон и элементов художественной формы до понятия языка произведения, более того, сосредоточиваем внимание на каком-то одном художественном приёме. Таким образом, на занятиях по наблюдению за стилем писателя мы обращаем внимание на три основных момента:

  • художественный приём;
  • его оригинальность;
  • смысл его использования.

Для работы по “прикосновению” к стилю выбираем рассказ Н.В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», читая, кроме того, «Пропавшую грамоту» и «Заколдованное место».

Изучая рассказы Н.В. Гоголя, замечаем, что они неслучайно попали в один сборник: рассказывает их один и тот же рассказчик — дьячок диканьской церкви Фома Григорьевич; в его рассказах главной становится тема выбора человека между добром и злом, олицетворением которых, согласно христианскому пониманию, становятся Бог и дьявол; действие происходит в Малороссии, в Диканьке или на хуторах неподалёку от неё; герои — украинские крестьяне. На язык, которым написаны рассказы, ученики обращают внимание без всяких наводящих вопросов учителя: во-первых, это обилие малороссийских просторечных слов и выражений (ребята с удовольствием, пользуясь словарём, составленным пасечником Рудым Панько, “одевают” в украинские одежды дивчин и хлопцев, “готовят” стол с малороссийской едой), которые автор использует для создания иллюзии реальности происходящего, то есть язык максимально приближен к тому, на котором говорят украинские крестьяне; учитель добавляет, что этот приём называется стилизацией; во-вторых, ученики замечают, что рассказы изобилуют подробными описаниями героев и тех мест, где происходят события, в сущности, указывая на стилевую доминанту произведений Гоголя — ярко выраженную описательность. После этой подготовительной работы и проводится практическая работа.

Ход работы

I. Слово учителя. На предыдущих уроках мы говорили, что в рассказах Гоголя много необычных своей образностью, сочностью описаний. Описательность — черта, присущая стилю Гоголя. Сегодня мы попытаемся проанализировать одно из таких описаний, а именно портрет Пидорки из рассказа «Вечер накануне Ивана Купала», чтобы выяснить, какую роль играют в рассказе описания внешности героини, при помощи каких приёмов создаются эти описания.

II. Запись темы и целей занятия

Цели

  1. Определить, при помощи каких изобразительно-выразительных средств создаётся портрет героини.
  2. Определить смысл использования этих средств.
  3. Определить роль портретной характеристики героини в рассказе.

III. Выполнение заданий

Задания к практической работе — на столах.

1. Найти в рассказе Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала» три описания Пидорки. Прочитать их выразительно. Что и почему изменилось в Пидорке?

2. Найти изобразительно-выразительные средства, используемые автором. Что интересного вы заметили?

3. Изменилось ли отношение автора к Пидорке? Что помогло вам это заметить?

4. Что хотел сказать автор судьбой Пидорки? Помогают ли описания героини это понять?

5. Сделайте вывод о роли портрета героини в рассказе, о роли ИВС в описаниях Пидорки.

6. Придумайте развёрнутые сравнения к понятиям “радость”, “грусть”, “свеча”, “роса”.

IV. Устная работа с текстом

(Нужно заметить, что в силу своей трудности этот вид работы проводится коллективно.)

Впервые Гоголь описывает Пидорку до трагических событий: “…Полненькие щёчки казачки были свежи и ярки, как мак самого тонкого розового цвета, когда, умывшись божьею росою, горит он, распрямляет листики и охорашивается перед только поднявшимся солнышком; что брови, словно чёрные шнурочки, какие покупают теперь для крестов и дукатов наши девушки у проходящих по сёлам с коробками москалей, ровно нагнувшись, как будто гляделись в ясные очи…” Видно, что автор восхищается, любуется своей героиней, рисует её как восьмое чудо света. Для описания автор использует в основном развёрнутые сравнения, реже олицетворения и эпитеты. Следующие описания композиционно расположены во второй части рассказа — это время после свадьбы Пидорки и Петруся. Героиня сильно изменилась: “ни румянца, ни усмешки: изныла, исчахла, выплакались ясные очи” — ничего не осталось от образа чудной красавицы. Автор теперь скупо использует ИВС, только один эпитет и градацию, — чтобы описать горе, не нужны яркие, цветистые фразы. Выбор слов показывает изменившееся отношение автора к своей героине — восхищение сменилось жалостью. В третий раз Пидорку описывает проезжий казак: “…Видел в лавре монахиню, всю высохшую, как скелет, и беспрестанно молящуюся…” В этом описании используется привычное, наполовину стёршееся сравнение. Это сравнение, с одной стороны, говорит о том, что казак равнодушен к предмету своего рассказа. С другой — показывает, как внутренние страдания отразились на внешности героини, сделав её практически неузнаваемой. Внешние изменения Пидорки не случайны: они говорят об изменении внутреннем, об изменении судьбы, в которой роковую роль сыграло нравственное падение её возлюбленного, продавшего душу дьяволу. В этом заветная мысль Гоголя: зло, совершённое человеком, имеет разрушительную силу. Петрусь убивает Ивася и получает всё, о чём мечтал, — богатство и Пидорку, но несчастлив, чувство греха, вины разрушают его нравственно и физически: от него после смерти не остаётся ничего, даже праха, только пустое место; несчастлива и Пидорка: исчезает её брат, свадьба вместо счастливой жизни приносит горе и страдания, после смерти мужа она идёт в монастырь замаливать грехи; умирает её отец; поэтому недопустим сговор с нечистой силой, иными словами, недопустимо добиваться своей цели любыми путями, нравственная неразборчивость разрушает человека.

V. Выводы

(После обсуждения записываются на доске учителем в виде опорных слов.)

1. Для портретного описания героини автор использует следующие изобразительно-выразительные средства: развёрнутые сравнения, олицетворения, эпитеты, градацию, причём уменьшает количество ИВС от первого к последнему описанию. Эти ИВС ярко рисуют внешний и внутренний образ героини.

2. Портретная характеристика передаёт изменяющиеся чувства автора к своей героине.

3. Портретные описания помогают передать мысль о недопустимости сговора человека со злом.

VI. Письменное самостоятельное выполнение заданий № 2, 3, 4, 5. Задание № 6 выполняется дома.

Особенно дорога мне практическая работа по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Она родилась в ходе обсуждения второй главы повести и создавалась самими детьми, я была их помощником. Возник вопрос: почему Гоголь столь подробно описывает дневную и ночную степь, ведь это описание только замедляет действие. Я предложила рассмотреть этот вопрос на практическом занятии, тему для которого учащиеся должны были сформулировать самостоятельно. Предложений было три: «Пейзаж в повести», «Роль образа степи в повести» и «Мастерство Н.В. Гоголя в изображении степи». В ходе обсуждения остановились на втором варианте: эта тема более конкретна, чем первая, но более широка, чем третья; третья тема станет одним из пунктов в раскрытии второй темы.

Следующий этап — формулирование целей работы. Первые цели родились сразу: выяснить, какими изобразительно-выразительными средствами создаёт Гоголь образ степи; выяснить, какова роль степи в произведении. Постепенно выстроили вопросы для достижения этих целей, решили, что будем использовать статьи учебника «Деталь и подробность», «Пейзаж», словарь литературоведческих терминов и литературный словарик, который заведён нами ещё в пятом классе. Обсудили вопросы. И тут выяснили, что упущено нечто важное, может быть, самое важное: каково авторское отношение к степи? Ведь и художественные приёмы, и расположение этого эпизода в повести — всё нужно, чтобы показать восхищение Гоголя красотой родной природы, её цельностью, гармонической слаженностью всех элементов и только потом помочь раскрыть характеры героев, их главную черту — патриотизм. Так появилась третья цель: выяснить, каково авторское отношение к степи.

Работа выполнялась долгое время, не раз я консультировала ребят. Но наградой мне были слова одной ученицы: “У меня такое чувство, будто бы мы завершили какое-то важное дело”.

Рейтинг@Mail.ru