Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №32/2004

Архив

Музей В.В. Ерофеева в Кировске

Литературная карта России

Музей В.В. Ерофеева в Кировске

Музей В.В. Ерофеева в Кировске

Венедикт Васильевич Ерофеев (1938–1990) стал общеизвестной фигурой в перестроечное время. Поэма «Москва–Петушки» сделала его знаменитым. Однако творчество писателя гораздо обширнее. Оно включает в себя книги «Записки психопата», «Благая весть» (сохранилась не полностью), пьесу «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора», неоконченную пьесу «Фанни Каплан, или Диссиденты», «Мою маленькую лениниану», эссе о Василии Розанове и Саше Чёрном, интереснейшие записные книжки. К сожалению, считаются утерянными роман «Дмитрий Шостакович», статьи о норвежских писателях Г.Ибсене, Б.Бьёрнсоне, К.Гамсуне.

Венедикт Ерофеев писал в автобиографии: “Родился 24 октября 1938 года на Кольском полуострове, за Полярным кругом”. Местом рождения будущего писателя стал город Кандалакша Мурманской области. Но так как семья жила в посёлке Чупа Лоухского района Карелии, где отец работал начальником железнодорожной станции, то местом рождения Ерофеева была записана эта маленькая станция.

В семье было пятеро детей, и Венедикт был младшим из них. В 1945 году, когда семья жила уже на станции Хибины Кировской (ныне — Октябрьской) железной дороги, отец был арестован по 58-й статье УК РСФСР и приговорён к пяти годам лишения свободы с последующим поражением в правах сроком на три года “без конфискации имущества за отсутствием такового” (в 1990 году отец был полностью реабилитирован). Семья осталась без средств к существованию. Мать уехала на заработки к сестре в Москву, а младшие дети Борис и Венедикт попали в детский дом № 3 города Кировска. Венедикт находился в детском доме с 1947 по 1953 год. Когда отец вернулся из заключения и вызвал мать, они забрали сына из детдома. В 1955 году, окончив кировскую среднюю школу № 1 с золотой медалью, Венедикт уезжает поступать в Московский университет.

Кировск Ерофеев никогда не забывал. Здесь остались его братья Юрий и Борис, сестра Тамара, с которыми он переписывался. Последние двое до сих пор живут в Кировске. Ерофеев ещё более десяти раз приезжал на Кольский полуостров, последний раз в 1984 году. Мечтал он побывать в Кировске и незадолго до смерти, но не довелось.

Кировск описан Ерофеевым в юношеском сочинении «Записки психопата». В книге можно встретить то, что знакомо каждому кировчанину: кинотеатр «Большевик», горно-химический техникум, газета «Кировский рабочий», библиотека имени Горького, горы Хибины… Названы многие фамилии жителей города.

Музей писателя был открыт 24 октября 2001 года (день рождения Ерофеева) в центральной городской библиотеке имени Горького, любимой будущим писателем.

До создания музея была проведена большая подготовительная работа. С начала 1990-х годов библиотека собирала материалы о Ерофееве: произведения писателя, публикации о нём, фотографии, театральные афиши, видеозаписи спектаклей по его произведениям. Несколько раз в библиотеке выступала сестра писателя Тамара Гущина. В 1999 году библиотека провела большой литературный праздник, посвящённый Ерофееву, на который приехали писатели из Москвы, Санкт-Петербурга, Мурманска. В том же году на здании школы № 1 была открыта мемориальная доска с портретом писателя.

Летом 2001 года благодаря поддержке Кировского отдела культуры автору этих строк удалось проехать по “ерофеевскому” маршруту: Кировск — Москва — Петушки — Караваево — Владимир для сбора материала. Привезённые экспонаты заняли своё место в открывающемся музее.

На стендах музея представлены основные этапы жизни и творчества Ерофеева: жизнь в Кировске, годы учёбы (Ерофеев учился в четырёх высших учебных заведениях и из всех был исключён за свои взгляды, хотя учился только на “отлично”), пребывание во Владимирской области, поэма «Москва–Петушки», а также друзья Ерофеева, увековечение его памяти, произведения писателя в театрах мира.

Оформил музейную экспозицию кировский художник Дмитрий Новицкий. Над входной дверью — карта маршрута Москва–Петушки со всеми промежуточными станциями. Слева от неё — расписание движения электричек, справа — картина-коллаж «Поезд отходит от второй платформы», состоящая из 56 фотографий, на которых изображена стоящая у платформы электричка с людьми. Постепенно на фотографиях остаётся всё меньше пассажиров, и наконец они исчезают. Поезд уходит. Это символ ушедших лет: 1960-е годы уже не вернутся. Исчезнувшие люди освобождают место для новых поколений. Остаётся только платформа, которую заполнят другие люди.

В музейной комнате, помимо стендов и книг, представлены предметы быта 1960-х годов: тумбочки, радиола, часы, кассовый аппарат, самовар, сетка-авоська с бутылкой кефира, банкой килек в томате и батоном, чемоданчики. На радиоле — ваза с ветками рябины.

Перешагивая порог комнаты, наступаешь на нарисованные шпалы и рельсы. Здесь же на полу изображены банка с огурцами, чайник, карандаш, вилка, монеты, ключи, открывалка и тому подобное. На подоконнике — восемь деревянных бутылок (восемь лет, прожитых в Кировске) с наклейками 60-х годов, ниже — натюрморт с изображением селёдки на бумаге, луковицы и стакана (работа художницы Н.Новицкой). По всему периметру помещения — изображение видов из окна электрички.

Экспонаты словно перемещают посетителей в начало брежневской эпохи. Экскурсию сопровождает голос Ерофеева, читающего поэму «Москва–Петушки» — блистательную сатиру на советский строй. Это было время “расширенных” и “октябрьских” пленумов, принимавших очередные судьбоносные решения.

В музее хранятся личные вещи писателя: золотая медаль, вручённая Ерофееву после окончания школы, кресло писателя, привезённое из Москвы, автографы Ерофеева… При жизни Ерофеев никаких наград не получал, а через семь лет после смерти был удостоен премии имени Андрея Синявского “за творческое поведение и благородство в литературе”. Выполненный из дерева скульптурный портрет Синявского работы московского художника Дмитрия Крымова подарен музею сестрой писателя Ниной Фроловой. В музее выставлены зарубежные издания книг Ерофеева, полученные от сына писателя, которого тоже зовут Венедиктом и его жены Галины. Есть книги с дарственными надписями от музея Б.Л. Пастернака в Переделкине, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, писателей и художников В.Бондаренко, Б.Ахмадулиной, Н.Шмельковой и других. Есть аудиокассета с записью поэмы «Москва–Петушки» в исполнении автора, выпущенная издательством «Вагриус». Это издательство подарило музею все издания книг Ерофеева, которые готовило к выпуску. Большую помощь музею оказали друзья Ерофеева — москвичи Лев Кобяков, Борис Сорокин, Наталья Шмелькова и многие другие. (В Москве Ерофеев жил с середины 1970-х годов до самой смерти в 1990 году, похоронен на Кунцевском кладбище. В столице на площади Борьбы установлен памятник героям поэмы «Москва–Петушки» работы В.Кузнецова и С.Манцелева.)

Музей В.В. Ерофеева в Кировске

В ноябре 2003 года в Кировске состоялась конференция «Ерофеев как человек и писатель». Ежеквартально музей проводит литературно-музыкальные вечера «Ерофеевские пятницы», посвящённые произведениям писателя, этапам его жизни, любимым писателям и поэтам. В декабре 2003 года музей был удостоен Президентского гранта на дальнейшее развитие.

В настоящее время Кировск является центром лыжного спорта. В нём прекрасный комплекс трамплинов, горнолыжные трассы с подъёмниками. Лыжный сезон длится до начала мая. Привлекает город и любителей горных походов. В Кировске открыты самый северный в мире Полярно-альпийский ботанический сад, историко-краеведческий музей, музей камня.

Евгений ШТАЛЬ,
главный библиотекарь ЦГБ имени Горького,
хранитель музея В.В. Ерофеева.

Адрес музея В.В. Ерофеева: 184250 г. Кировск Мурманской обл., пр. Ленина, д. 15.

Телефон: (815-31) 5-46-34; факс: 9-30-88.

Рейтинг@Mail.ru