Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №29/2004

Читальный зал

О.И. Федотов. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ: В двух частях. М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. (Учебное пособие для вузов). Часть 1. Литературное творчество и литературное произведение. 272 с. Часть 2. Стихосложение и литературный процесс. 240 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

О.И. Федотов. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ: В двух частях. М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. (Учебное пособие для вузов). Часть 1. Литературное творчество и литературное произведение. 272 с. Часть 2. Стихосложение и литературный процесс. 240 с. О.И. Федотов. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ: В двух частях. М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. (Учебное пособие для вузов). Часть 1. Литературное творчество и литературное произведение. 272 с. Часть 2. Стихосложение и литературный процесс. 240 с. О.И. Федотов.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ
ЛИТЕРАТУРЫ:
В двух частях.

М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС,
2003. (Учебное
пособие для вузов).
Часть 1. Литературное
творчество
и литературное
произведение. 272 с.
Часть 2. Стихосложение
и литературный процесс.
240 с.

Учебно-методические работы профессора МПГУ, а теперь Высшей Педагогической школы в Ченстохове (Польша) Олега Ивановича Федотова знакомы как читателям нашей газеты, так и молодым филологам. Недавно вышел его двухтомник «Основы русского стихосложения. Теория и история русского стиха», а учебник-хрестоматия «История западноевропейской литературы средних веков» переиздаётся уже в третий раз.

И вот новый труд известного филолога-педагога. Название скромное, но вместе с тем обозначающее очень актуальную проблему, ибо недостаток современных учебных работ по теории и истории литературы, несмотря на сегодняшний явный образовательный бум, пока что сохраняется. Одна из главных причин этого названа самим Федотовым в предисловии к новому двухтомнику. Она — в необходимости преодоления “пережитков вульгарного социологизма и чрезмерной идеологизации литературы”, а следовательно, и возвращения “художественной литературе своевольно узурпированного марксистско-ленинской методологией эстетического суверенитета”.

Разумеется, и в советском прошлом появлялись выдающиеся учебники (как известно, в одном из сегодняшних российских издательств даже учреждена серия «Классический учебник»), но всё же при всех своих достоинствах они не смогут ответить на все вызовы времени, соотнестись с изменениями в социокультурном пространстве, они по естественным причинам не отражают достижений современной филологии. Кроме того, конъюнктурные положения, возникавшие в таких учебниках не всегда по воле их авторов, никак не способствуют их авторитету в глазах современных учащихся. С такой литературой работать можно и нужно, но под руководством опытного педагога и с жёстким отбором материала. Пожалуй, наилучшим выходом из этого положения было бы составление на основе старой учебной литературы комментированных хрестоматий.

Вместе с тем заслуживает внимания и поддержки подход, избранный О.И. Федотовым: он построил своё учебное пособие, опираясь на традиции курса «Теория словесности», ключевого в учебных программах русской дооктябрьской гимназии, разумеется, с учётом последующего развития наших представлений о литературе и теории литературы как таковой. Таким образом, автор нашёл линию преемственности в обучении словесности, преодолевающую издержки времени и обстоятельств.

Хотя учебное пособие предназначено студентам, оно, будучи построенным в соотношении сразу с несколькими известными учебными курсами: «Введение в литературоведение», «Теория литературы», «Поэтика», окажется полезным как школьным учителям, продолжающим заниматься самообразованием, так и думающим школьникам.

Разумеется, особые достоинства и проблемы этого учебного пособия можно будет оценить лишь через некоторое время, когда накопится опыт его практического применения. Пока что могу лишь заметить, что акцент, сделанный О.И. Федотовым на стиховедении, обоснован не очень убедительно: да, стиховедческая подготовка и школьников, и студентов-филологов, и даже многих учителей неудовлетворительна, но ещё хуже дело обстоит с изучением поэтики прозы, а подробности литературного процесса, которые, по утверждению О.И. Федотова, интересуют “по большому счёту только литературоведов-профессионалов”, в действительности общезначимы и неизменно привлекают пристальное внимание тысяч читателей: свидетельством тому не только сегодняшняя бурная литературная жизнь, но и незабвенные “шестидесятые”, и годы перестройки.

Но, с другой стороны, читателям предлагается именно учебное пособие, а не учебник, так что возжелавшие освоить, наконец, основы теории стихосложения могут возрадоваться. В конце концов у нас немало и ярких исследователей прозы, так что можно надеяться: кто-то из них захочет восполнить зияющий пробел в филологической учебной литературе, и напишет свои «Основы теории литературы» — с иными акцентами.

Да ведь и теорию драматургии никто от литературы не отлучал…

Сергей ДМИТРЕНКО
Рейтинг@Mail.ru