Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №28/2004

Архив

Рассказ А.П. Чехова «Счастье»: библейские коннотации

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВА.П. Чехов. Ялта. 1900 г.

Елена САФРОНОВА


САФРОНОВА Елена Витальевна — ученица 9-го класса Смоленской гимназии им. Н.М. Пржевальского; слушательница группы «PRO=ЗА» при Смоленском государственном педагогическом университете (педагог — доцент Наталия Владимировна Кузина).

Рассказ А.П. Чехова «Счастье»: библейские коннотации

Иисус Христос, проповедуя Божие учение, использовал бытовые притчи. Рассказ А.П. Чехова «Счастье» — это тоже бытовая притча, в которой трансформированы библейские мотивы.

В первом абзаце рассказа даётся описание двух совершенно разных героев. Сразу понятно, что эти персонажи будут впоследствии противопоставлены друг другу. Различия в их внешности, позе выразятся позже в несхожести взглядов на мир и счастье. Один из героев — старик, со следами тяжёлых испытаний на лице; другой — молодой человек, лишь вступающий в жизнь. Юноша смотрит в небо, и оно кажется ему близким и прекрасным (“над самым его лицом тянулся Млечный Путь и дремали звёзды”). Ясно, что этот персонаж мечтателен, неравнодушен ко всему живому, младенчески любознателен (Чехов несколько раз употребляет эпитет “младенческий” по отношению к этому герою). Второй же лежит на животе. Звёзды и Млечный Путь ему не нужны. В очерствевшей душе этого старика нет мечты о высоком.

Символична профессия героев — пастухи. Образ пастуха связан с религией, это библейский персонаж. Символы сакрального проходят через весь рассказ.

Описание третьего героя даётся отдельно от двух других, что подчёркивает его на них непохожесть. Пантелей, господский объездчик, — человек образованный, умудрённый опытом, “серьёзный, рассудительный и знающий себе цену”. Значение этого персонажа также выделяется тем, что он курит трубку. Можно предположить, что это курение связано с курением в храмах, и следовательно, тоже является сакральным символом. Курение имеет также значение опыта, мудрости. В описании персонажа важны две детали: 1) функция движения (объездчик); 2) первоначально персонаж не узнан.

Ещё в экспозиции выявляются взгляды на жизнь старика. Его единственная цель — деньги. “Не узнал — богатым быть” — первая фраза старого пастуха при встрече с Пантелеем. Но позже мы понимаем, что он на самом деле отчаянно завидует объездчику. “Полтораста в год получает, на хозяйских харчах”, — говорит он. Недобрые чувства старика вылились в действия его двойника — овчарки, набросившейся на объездчика.

Животные играют в рассказе важную роль. Они, во-первых, соотносятся с людьми: тоже думают, чувствуют, ждут счастья. Во-вторых, мысли людей постоянно передаются животным, и наоборот. Как озлобленность старика перешла к собаке, так в конце рассказа мысли овец на мгновение перейдут к молодому пастуху. Способность читать мысли животных создаёт почти библейскую картину. Но этого “рая на лоне природы” никто, кроме молодого пастуха-“младенца” (в мифологии младенцам доступен язык зверей и птиц), не замечает.

Для старого пастуха счастье в чудесных кладах, якобы зарытых в земле. История про Ефима Жменю, скорее всего, просто выдуманная стариком, чтобы заинтересовать объездчика кладами, — завязка рассказа. То, что старик лжёт, понятно и по его нервному поведению (кричит на собаку, “пожимается, как от холода”, говорит быстро, “бабьей скороговоркой”), и по явно преувеличенным деталям (то, что он делает Ефима Жменю дядей кузнеца, в русских поверьях всегда контактёра с потусторонним миром, “свистящие” овощи, перебежавший дорогу заяц — в то время очень дурные приметы — и так далее). Сама фамилия “Жменя” подобрана неслучайно. Возникает ассоциация со словом “жмёт” или “жать”, то есть он “зажимал” таинственные клады и талисманы, никому о них не рассказывал. Или со словом “жмых” — как пустые отходы от злаковых культур. Объездчик в этой части рассказа словно стоит на распутье. Он решает, бросить ли свою размеренную, но несчастливую жизнь ради поисков мифических кладов, или нет. На мгновение старик, казалось, убедил Пантелея, когда лицо объездчика, прежде скрытое в сумраке, осветилось. Но этот минутный порыв исчез так же быстро, как растворились в темноте “мелкие круги света” от его трубки. Окончательно он передумывает, когда старик рассказывает о себе и своей семье. Объездчик понимает, что люди, идущие по такому пути, не нашли счастья, значит, нет смысла искать его в сказочных кладах. И с грохотом бадьи, упавшей в шахте — отзвуком выстрелов солдата у крепости в Таганроге, — последние сомнения покидают Пантелея. “Ни в чём не было смысла” — вот ключевая фраза. Объездчик не нашёл своего счастья и не знает, где оно. Отсюда и разочарованный вид, и “выражение недосказанности” на его лице. Уезжая, Пантелей продолжает говорить про клады, возможно, стараясь помочь старику, для которого в них — вся жизнь.

Старый пастух не отступает от своей идеи, он “будет рыть”, хотя даже не знает, что сделает с деньгами, если обретёт долгожданное богатство. Единственный персонаж в рассказе, знающий счастье, это молодой пастух, которому интересна сама жизнь, “фантастичность и сказочность человеческого счастья”. Может быть, именно он, однажды взобравшись на Саур-Могилу, увидит другой мир, “другую жизнь, которой нет дела до зарытого счастья и овечьих мыслей”. Но если и нет, всё равно этот человек, неравнодушный ко всему окружающему, открытый душой, сможет быть счастливым.

Три — сакральное число. Оно довольно часто встречается в рассказе: три тысячи овец, три балочки, наконец — трое действующих лиц. Возможно, старый пастух в рассказе выступает как символ Отца, молодой как символ Сына, объездчик — Святого Духа (Святой Дух “летает”, и объездчик также связан с движением). Ещё тройку можно трактовать так: два пастуха, старый и молодой, стоящие друг против друга, олицетворяют Ветхий и Новый Заветы, а овцы между ними, “тоже думающие”, — это люди. В таком случае объездчик, наверное, это ещё не созданный мудрейший “третий” завет, который должен в будущем дать людям абсолютное счастье.

Рейтинг@Mail.ru