Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2004

Я иду на урок

Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы

Я ИДУ НА УРОК

Елена ЯНОВИЧ,
школа № 36,
г. Томск


Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы

Перед современной школой стоит трудная задача — воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живёшь, к истории своего края, к его культуре, литературе.

Литературное краеведение на уроках русского языка и литературы — потребность времени, обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе, а значит, и в образовании.

Обращение к краеведению на уроках русского языка и литературы обусловлено несколькими причинами:

— формирование и развитие регионального самосознания (ученик должен знать свой край, литературу и культуру, осознавать место литературы и культуры своего края в общем литературном процессе);

— роль областничества в литературе (обращение писателей-областников к темам, ограниченным территориально, специфичность территорий /в нашем случае — сибирских/: особые условия жизни, огромные пространства, своеобразные традиции); следовательно — специфика сибирского характера и литературы (особые условия проживания диктуют формирование специфического сибирского характера, который, в свою очередь, находит отражение в сибирской литературе).

Необходимо помочь учащимся осознать себя частичкой этого процесса и увидеть особенности, отличия своего края.

В основе содержания и структуры изучения литературного краеведения лежит концепция изучения краеведческого материала на основе литературного наследия писателей в процессе их творческой деятельности. Литературные произведения изучаются как результат конкретного периода творческой деятельности, как культурно-языковое явление, как эстетическое преображение реальности.

Опыт работы по данной теме был представлен в системе «Школы педагогического мастерства», на городских и Всероссийских конференциях «Сибирский текст в культурном пространстве», «Культурная жизнь сибирской провинции. Творчество М.Л. Халфиной».

Литературу Сибири условно можно разделить на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя литература сформирована писателями-сибиряками, теми, кто живёт здесь, видит этот край изнутри. Внешняя литература отражает взгляд на Сибирь писателей, волею судеб оказавшихся здесь, в Сибири, или побывавших в Сибири проездом. Сибирский взгляд на мир, самосознание сибиряков сформировалось в книгах П.Словцова, Г.Потанина, Н.Ядринцева, Г.Гребенщикова, В.Астафьева, В.Распутина. Патриоты Сибири считали и считают, что наш край имеет собственную богатую историю и культуру. Внешний взгляд на Сибирь отличался. Сибирь считалась прежде всего местом каторги и ссылки, источником ресурсов.

Три основных компонента изучения литературного краеведения

1) Содержание

Круг авторов: протопоп Аввакум, А.Н. Радищев, А.Д. Илличевский, декабристы, В.Г. Короленко,
А.П. Чехов и другие. Их взгляд на Сибирь, её особенности, своеобразие сибирской культуры по сравнению с европейской.

Авторы-сибиряки: В.Шишков, М.Халфина, В.Астафьев, Б.Климычев и другие. Их взгляд на Сибирь, её культуру и литературу.

2) Методика руководства читательской деятельностью

Формирование круга чтения, который включает не только определённых авторов, но и литературу по истории Томска, Сибири, исторические материалы, связанные с Сибирью, Сибирь в публицистике, отражение сибирского материала в живописи, музыке, мемуарах.

3) Формы организации занятий на уроках и во внеурочное время:

— экскурсии («Томск купеческий», «Томск литературный», «Томские храмы», «Томск в легендах» и так далее);

— гостиные («Томск и Пушкин», «Лицеисты пушкинской поры в Томске» и так далее);

— выставки (экспозиции исторического музея, выставки картин томских художников, экспозиции краеведческого и художественного музеев и так далее);

— встречи с томскими писателями;

— спецкурсы по литературному краеведению;

— включение литературного краеведения через внеклассное чтение в систему уроков по литературе;

— различные виды анализа текстов на уроках русского языка, подбор текстов сибирских авторов для проведения диктантов;

— исследовательская работа (подготовка учащихся к городским конференциям, конкурсам чтецов, сочинениям, конкурсам авторских стихов внутри школы и городских).

* * *

Система уроков в рамках данной темы включает занятия: «Стою, мой Томск, у твоего портрета…» (эмоциональный отклик по личным впечатлениям); “Каменная пустыня одиночества…”: По повести М.Халфиной «Одиночество» и два предлагаемых ниже.

Сибирь в произведениях В.Я. Шишкова

Рассказ-сказка «Кедр»

Комплексный анализ текста

Цели

Обучающая — расширить представление учащихся о литературе Сибири; формировать интерес к литературе родного края.

Воспитывающая — воспитывать любовь к родному краю, его литературе; бережное отношение к слову.

Развивающая — формировать навыки исполнительского искусства; развивать умение комплексного анализа текста; учить применять полученные теоретические знания для решения познавательных и практических задач.

Тип урока. Комбинированный.

Форма урока. Комплексный анализ текста.

Оборудование

1. Рисунок кедра, выполненный ученицей (формат А3).

2. Кассета. «Ария» — «Мания величия».

3. Веточка кедра.

Ход урока

Сибирь — не просто расстоянье,
А состояние души!

(С.Островой, 1980)

Звучит музыка, постепенно стихая. На её фоне звучит отрывок из сказки В.Я. Шишкова «Кедр»: от слов “Кедр развесистый…” до слов “…роняя скорбные слёзы”.

Учитель.

— “Кедр высокий, развесистый, мощный, с глубоко ушедшими в родную землю корнями…” (Пауза.)

— Почему кедр привлёк внимание В.Я. Шишкова? Почему он герой сказки? (Кедр — символ Сибири. Кедр и Сибирь одно целое. Шишков — патриот Сибири, он любил этот край, его природу, людей, которые здесь жили. Он не мог обойти стороной эту тему, так как именно через образы Сибири писатель воплощал свои литературные замыслы.)

— Прочтите строки стихотворения С.Острового. (Всё, что связано с Сибирью, составляло для Шишкова “тот воздух, которым он дышал, и пронизывало собой всю его внутреннюю жизнь, все чувства” (В. Комарович).)

— На что указывает заглавие сказки, на тему или на основную мысль? (Заглавие прямо связано с темой.)

— Перечислите свои варианты названия сказки. («Рыцарь с приподнятым забралом», «Победа» и так далее.)

— С чем связаны ваши названия? (С основной мыслью.)

— Давайте вспомним, к какому стилю относится жанр сказки. (К художественному.)

— Попробуйте доказать, что это произведение — сказка. Мы уже не раз обращались к сказке, как народной, так и литературной.

— Давайте вспомним основные признаки сказки. (Особенности построения, добрые и злые герои, постоянные эпитеты, приём контраста. Добро побеждает зло, приём олицетворения и так далее.)

— Чем данная сказка отличается от народной? (Нет привычных зачина, концовки, присутствует авторское отношение к героям.) Какое? (Необычность героев — сибирские образы.)

— Обратимся к домашнему заданию. Вы должны были внимательно прочитать сказку и определить:

1-я группа

— Какова композиция сказки? Сколько частей вы выделили в произведении? (Четыре части:

1. Солнце побеждает тучу.

2. Стая коршунов неслась за роем испуганных птичек.

3. Битва.

4. “Спасибо, Кедр! Ты защищаешь нас”.)

— Какова динамика настроения в этом произведении? (От чувства радости, восхищения к тревоге, боли, ужасу и далее — к надежде, успокоению и благодарности, к восторгу и восхищению.)

— Взаимосвязаны ли между собой композиция и динамика настроения? (Да.) Чему служит эта взаимосвязь? (Чтобы показать образ кедра более ярко, красочно, выпукло, на контрасте с другими героями и состоянием природы.)

2-я группа

— Вашим домашним заданием было определить, какие средства художественной выразительности (тропы) использует автор в данном тексте.

Эпитеты

Кедр — высокий, развесистый, могучий, справедлив и гневен, угрюмый, грозный…

Птички — маленькие, бессильные, трепещущие, испуганные…

Туча — мрачная, бессильная…

Коршуны — хищные…

Небо — равнодушное и так далее.

Сравнения. Кедр сравнивается с рыцарем “с приподнятым забралом”. Листья берёзы с зелёными кудрями и так далее.

Метафоры. “Кедр высокий, развесистый, мощный, с глубоко ушедшими в родную землю корнями…”; “стон и хохот мелодий” и так далее.

— Обратите внимание, что кедр могуч и силён именно на родной земле, она даёт ему силы, любовь и доброту. Как в древних сказаниях и былинах кедр — могучий богатырь. А богатыри всегда защищают слабых.

Приём олицетворения

Кедр гордо стоял, шумел, рокотал, любовался, посылает проклятия, стоит, угрюмо смотрит, высоко подняв голову, слушает песню, роняет слёзы радости и любви…

Туча — плакала, неслась, роняя слёзы…

Солнце — радовалось, звенело победной песнью, бросало лучи и так далее.

— Мы с вами уже определили, что в сказке присутствуют положительные и отрицательные герои. Итак, положительные герои — кедр, птички. А кто относится к отрицательным? (Коршуны, небо.)

— Кто же худший из них и почему? (Небо, оно равнодушно. Никогда не знаешь, что от него ожидать и в какой момент оно подведёт, существует расхожее мнение, что равнодушие сродни предательству, недаром говорят: бойся равнодушных!)

— Какой приём использует автор, чтобы сравнить этих героев? (Приём контраста. Кедр очень эмоционален, доброта его деятельна, он активно сострадателен, душевен. Небо равнодушно, холодно взирает на то, что происходит внизу, на земле.)

Обратимся к домашнему заданию.

3-я группа

— Вы должны были выписать слова, передающие предельную эмоциональность и напряжённость, то есть экспрессивную лексику. Зачитайте их. (В смертельном страхе, хищным клёкотом, в ужасе, молили дать защиту, посылает проклятья, трепещущих в ужасе, ринулись, прильнули, замерли, боялись, презирали, ненавидели, злобно кричали, яростно сжимали когти и так далее.)

— Обратили ли вы внимание, какие части речи автор использовал чаще всего? С чем это связано? (Глаголы, деепричастия, наречия. Автор передаёт напряжённость действия, происходит нагнетание чувств: тревоги, опасности, ярости битвы, победы.)

— А сейчас задание ко всему классу. Определяя жанр данного произведения, литературоведы расходятся во мнениях. Существует несколько точек зрения. Остановимся на двух из них:

1) притча-сказка;

2) рассказ-сказка.

— Подумайте, к какому жанру бы вы отнесли данное произведение и почему? (Притча — небольшой рассказ, содержащий поучение в аллегорической форме (то есть — иносказательной.) Иллюстрирует важную идею, касаясь проблем морали. Тип речи в притче — рассуждение. Надо действовать, надо защищать беспомощных и слабых, нельзя быть равнодушным. Это аморально. Рассказ — малая форма повествования, в которой даётся изображение какого-либо эпизода из жизни героя. В данном случае идёт повествование о кедре, который однажды спас птичек от коршунов.)

— Итак, мы выяснили, что в данном тексте присутствуют и рассуждение, и повествование. А ещё какой тип речи? (Описание.)

— В произведениях художественной литературы не встречается в чистом виде один тип речи. В тексте есть ведущий тип речи — в данном случае повествование — и вспомогательные — в сказке — рассуждение и описание.

— Так на каком же жанре остановимся мы? (Рассказ-сказка, хотя другая точка зрения тоже возможна.)

Подведение итогов. Домашнее задание. Напишите дома сочинение-рассуждение на тему «Я — кедр!» (Почему нельзя быть равнодушным?)

— Мы с вами живём на удивительной земле, имя которой Сибирь. В.Я. Шишков был истинным сибиряком. Природа Сибири, люди Сибири глубоко пронизывали всё существо писателя.

“Я никогда, — писал он, — ни на один день не представлял себе свои личные радости и горести, тем более писательскую судьбу свою вне судьбы своей родины”.

“В краю далёком и суровом…”

Подвиг жён декабристов в свете нравственных проблем личности

Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.

(Н.Некрасов)

Цели

1. Знакомство с одной из страниц в культурной жизни сибирской провинции, обучение умению самостоятельной работы с текстом, умению выделять в текстах главное и второстепенное; обучать работе в мини-группах.

2. Вызвать интерес к истории Сибири, чувство любви к родному краю.

3. Формировать речевую культуру, развивать творческие способности учащихся, навыки исполнительского искусства.

Тип урока. Урок-исследование.

Форма. Групповое игровое моделирование.

Оборудование: магнитофон, кассета (метроном, цокот копыт), портреты жён декабристов, альбом «Декабристы и Сибирь».

Ход урока

(Кассета: метроном, цокот копыт.)

1-я группа — историки (исторические справки и комментарии);

2-я группа — декабристы;

3-я группа — представители власти;

4-я группа — аналитики.

Власть.

Выходит учащийся и зачитывает указ Николая I.

“Именем Его Императорского Величества. Немедленно отправить закованными, в двух партиях, преступников, имея при каждом отправленном преступнике одного жандарма и при каждых четырёх — фельдъегеря, дабы сии преступники были употребляемы, как следует, в работу и поступлено было с ними во всех отношениях по установленному на каторжников положению”.

Учитель. Что же должны были сделать эти люди, чтобы быть наказанными так жестоко?

Слово историкам.

— К зиме 1826–1827 годов сто двадцать осуждённых декабристов начали небольшими группами отправлять из крепостей в Сибирь. Чтобы избежать огласки, их отправляли по ночам. Осуждённые не знали, куда их везут. Многие думали, что перевозят в другие тюремные крепости. Приказ Николая I запрещал партиям декабристов встречаться в пути, вследствие чего время отдыха на стоянках сокращалось до минимума. Путь декабристов лежал через города Тару, Канск, Колывань, Томск, Ачинск, Красноярск, Нижнеудинск, Иркутск.

Учитель. Начиналось удивительное, трагическое и героическое сибирское тридцатилетие, не менее важное для истории России, чем 14 декабря 1825 года. Сегодня слово “подвиг” может показаться преувеличением, рождённым возвышенным поэтическим воображением. Но, отдавая дань уважения декабристам, сегодня мы всё же обратимся к подвигу их жён. Светские красавицы, выросшие в неге и ласке, в роскоши и довольстве, они отказались от всего, чтобы последовать за своими мужьями. Тысячи таёжных вёрст, стужа, метели, невыносимая тряска и скудная еда — ничто не остановило этих женщин. Попробуем понять, что влекло их в путь, помогало преодолевать преграды, чтобы соединиться с мужьями и разделить с ними полную горечи чашу изгнания.

Инсценировка отрывка из поэмы Н.Некрасова «Русские женщины».

Слово историкам. Николай I хотел наказать бунтовщиков. Он считал, что забвение больнее кандалов и рудников. Но осенью 1826 года за мужьями отправились их жёны.

— Аналитики, что вы скажете по поводу отъезда жён декабристов?!

Аналитики. Отъезд жён декабристов вызвал общественный резонанс. Я думаю, именно поэтому на их пути было создано столько преград. Царь был испуган, ведь многие стали думать, так ли хорош государь и так ли преступны преступники, если их жены уезжают в добровольное изгнание.

Учитель. А что, по вашему мнению, думал царь о декабристах и их женах?

Власть. “Почему именно такие женщины достаются этим мерзавцам?” (Николай I.)

Жёны декабристов.

— Я, Волконская Мария Николаевна, дочь генерала, героя Отечественной войны 1812 года Николая Раевского. Жена Сергея Волконского. Приехала к нему в Благодатский рудник, оставив у родителей годовалого ребёнка.

— Я — Екатерина Ивановна Трубецкая. Урождённая графиня Лаваль. Жена Сергея Трубецкого. Я первая последовала за мужем в Сибирь, уже на следующий день после его отъезда.

— Я — Муравьёва Александрина Григорьевна. Урождённая графиня Чернышёва. Сестра декабриста Захара Чернышёва. Жена Никиты Муравьёва.

Из подписки, данной женами декабристов в Иркутске:

“Жена, следуя за своим мужем, потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльнокаторжного… начальство будет не в состоянии защитить её от ежечасных могущих быть оскорблений людей, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника себе подобною; оскорбления им могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания.

Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казённые заводские крестьяне.

Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собой взять не дозволено; это запрещается существующими правилами и нужно для собственной их безопасности по причине, что сии места населены людьми, готовыми на всякого рода преступления”.

Историки. Прибывшим в Сибирь женщинам свидания с мужьями разрешались по часу два раза в неделю в присутствии офицера.

Учитель. Их пытались запугать. Но Трубецкая, за ней Волконская и Муравьёва едут, обгоняя в пути некоторых декабристов. Примеру первых тут же последовали другие — Наталья Фонвизина, Александра Давыдова, Камилла Ивашёва, Елизавета Нарышкина, Полина Гебль.

Их было много. Они были разные — по социальному положению и материальной обеспеченности, по характеру и уровню культуры. По возрасту женщины тоже были разные. Самой старшей из них было 40 лет, самой младшей — 23. Каждая из них шла в Сибирь своим путём.

Слово историкам. В проводах Марии Волконской участвовала вся Москва. Здесь был “элемент общественной демонстрации”. В тот вечер среди провожающих Марию Волконскую находился и Пушкин. Он намеревался через Волконскую передать своё послание сибирским узникам, но не успел; его привезла на каторгу другая декабристка — Александрина Муравьёва.

Выразительное чтение стихотворения «Во глубине сибирских руд».

— Во время следствия — при первых же допросах — прозвучало имя А.С. Пушкина. Открылось, какое огромное значение имели для декабристов его стихи. Позже на вопрос царя, где бы Пушкин был, если бы во время восстания находился в Петербурге, он ответил: “На Сенатской площади”.

Учитель. «Послание в Сибирь» А.Пушкина показало декабристам, что о них помнят, любят.

Группы «Жёны декабристов» и «Декабристы»

Жёны декабристов: А.Муравьёва: “Я — самая счастливая из женщин. Мужа я обожаю. И да простит меня Бог, Никитушку я люблю больше Бога”. Е.Трубецкая: “Чувство любви к Другу заставило меня с величайшим нетерпением желать соединиться с ним, но со всем тем я старалась хладнокровно рассмотреть своё положение и рассуждала сама с собою о том, что мне предстояло выбирать”.

Декабристы: Н.Муравьёв: “Я беспрестанно о тебе думаю и люблю тебя от всей души моей. Любовь взаимная наша достаточна для нашего счастья”. Е.Оболенский: “Трудно выразить то, чем были для нас дамы, спутницы своих мужей, по справедливости их можно назвать сёстрами милосердия, которые имели о нас попечение, как близкие родные, коих присутствие везде и всегда вливало в нас бодрость, душевную силу, а утешение, коим мы обязаны им, словами изъяснить невозможно”.

Выразительное чтение стихотворения.

Вдруг ангелы с лазури низлетели,
Явилися, как дочери земли,
И узникам с улыбкой утешенья
Любовь и мир душевный принесли.

Учитель. Позже других появилась в Чите Полина Гебль — невеста декабриста Ивана Анненкова. Дочь наполеоновского офицера, который сражался в России в 1812 году. Он говорил, что “лучшие в мире солдаты — русские, они не умеют отступать”. Ещё девочкой Полина решила, что выйдет замуж только за русского офицера. Восемнадцати лет она отправилась покорять Россию, познакомилась с Иваном Анненковым.

Возможно, их отношения и остались бы лёгкой интрижкой, если бы Анненков не был осуждён как декабрист. Полина Гебль буквально смела все преграды на своём пути и добилась разрешения следовать за ним в Сибирь. В прошении Николаю I она писала: “Я всецело жертвую собой человеку, без которого я не могу долее жить. Это самое пламенное моё желание”. Их свадьба состоялась весной 1828 года. Жениха привезли в кандалах и сразу после венчания вновь заковали в кандалы.

Историки.

— В Чите женщины образовали небольшую колонию. Они сдружились. Во всём помогали друг другу. Они не только утешали, но и сплачивали узников. Уже сам факт приезда женщин в Сибирь значил для осуждённых очень много. Сплачивающая роль женщин увеличилась с появлением семейных очагов, а затем и первых “каторжных детей”, которые считались воспитанниками всей колонии.

— Жёны декабристов вели переписку, так как декабристам было запрещено писать письма. Они были связующей нитью с внешним миром. Каждой женщине приходилось писать до двадцати писем в неделю. Декабристки помогали и местному населению: обучали, лечили, воспитывали детей-сирот и детей из многодетных семей. Они читали лекции, организовывали получение книг, газет, журналов, создавали библиотеки, открывали школы. Их деятельность была весьма разнообразной.

Учитель. Подвиг декабристов и их жён волновал умы и сердца многих поэтов и писателей, так как литература всегда откликалась и откликается на самые злободневные темы. Эта тема не могла не отразиться в литературе. Очень многие декабристы были людьми творческими, писали стихи, прозу. Среди них В.Кюхельбекер, Г.Батеньков, А.Бестужев, А.Одоевский и многие другие.

Выразительное чтение стихотворения.

Был край, слезам и скорби посвящённый,
Восточный край, где розовых зарей
Луч радостный, на небе том рождённый,
Не услаждал страдальческих очей,
Где душен был и воздух вечно ясный,
И узникам кров светлый докучал,
И весь обзор, обширный и прекрасный,
Мучительно на волю вызывал.
Вдруг ангелы с лазури низлетели
С отрадою к страдальцам той страны,
Но прежде свой небесный дух одели
В прозрачные земные пелены.

(А.Одоевский)

Учитель. В 70-х годах XIX века обратился к этой теме и Николай Некрасов. Он написал поэму «Русские женщины». Первоначально поэма называлась «Декабристки».

— Почему Некрасов изменил название? (Первый вариант — констатация факта, второй вариант — более глубокое название, обобщение черт характера русской женщины.)

— Как вы думаете, какие же это черты характера? (Высокая нравственность, преданность, умение жертвовать собой во имя любимого человека, решительность, настойчивость, сочувственное отношение к делу мужей и так далее.)

— Таким женщинам подстать и мужчины, которым они посвятили свою жизнь. Николаю не удалось стереть с лица земли декабристов, сломать их волю, силу духа, преданность делу, ради которого они столько претерпели. Это были люди невиданной душевной стойкости.

— Есть ли сейчас, в наше время, такие мужчины и такие женщины?

Аналитики. Я думаю, что в любые времена есть мужчины, для которых главное — дело чести. Они жертвуют собой ради Родины, ради любимых, как есть и те, которые ломаются при тяжёлых испытаниях судьбы. И есть женщины, готовые ради своих любимых на всё.

Учитель. Существует и другая точка зрения — поэта Наума Коржавина.

Выразительное чтение стихотворения.

Можем строчки нанизывать
Посложнее, попроще,
Но никто нас не вызовет
На Сенатскую площадь.
Мы не будем увенчаны.
И в кибитках, снегами,
Настоящие женщины
Не поедут за нами.

Итог. Есть вехи в истории страны, которые становятся всё приметнее, чем дальше относит нас время от этих событий, от часа и дня, когда привычное и, казалось бы, вечное движение жизни взрывается окрепшим, ищущим выхода будущим. Восстание на Сенатской площади было коротким, но ослепительным, как вспышка молнии. И хотя оно закончилось трагически, декабристы многое сделали для Сибири. Они разбудили наш край. И помогли им в этом их жёны, “…слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности…”

(Кассета: метроном, цокот копыт.)