Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №19/2004

Я иду на урок

Готовимся к сочинению. Темы 341, 344

Готовимся к сочинению
Темы 341, 344

Ольга ТКАЧЕНКО,
Нина МАЙРАКОВА,
Ирина ЩЕРБАКОВА,
г. Сургут


На наш взгляд, интересно творчество Тимура Кибирова — одного из лириков “новой волны”, о котором говорят как о “самом личном поэте в современной поэзии”.

Наверное, нужно сказать о том, что Кибиров — поэт-постмодернист, эстетика которого формировалась как реакция на кризис официального искусства.

Он получил известность благодаря поэмам «Когда был Ленин маленьким», «Жизнь К.У. Черненко», «Сквозь прощальные слёзы», в которых цитатно пародируются ещё недавно священные понятия. Наиболее известны два сборника — это «Сантименты» и «Парафразис».

Для поэтики Т.Кибирова характерно острое осознание исчерпанности существующих культурных стереотипов, канонов, идеологии. Неудовлетворённость существующим положением влечёт пересмотр системы ценностей. В поле зрения поэта попадают разные языки и разные жанры, которыми он манипулирует.

В его произведениях отсутствует чётко выстроенная сюжетно-композиционная основа: нет ни начала, ни конца, может начинаться с любого момента и в любой точке прекращаться без особого ущерба для общего понимания смысла. Действие не развивается, не вырабатывает напряжения и не разрешается в финале.

Время и пространство разрубаются на куски, материализованные в голосах, мнениях. Дискретное пространство цитат и речежанровых проявлений организуется ритмом повтора. Также его произведениям присуща метатекстовость, то есть направленность текста на самого себя.

Лирический герой Кибирова понимает, что живёт в рушащемся мире, но он сроднился с ним, стал его частью. Задача поэта — сохранить этот мир в стихах, воспеть с любовью, тем самым противостоять смерти, хаосу («Художнику Семёну Файбисовичу»).

Ещё одна черта лирического героя — не замыкаться на себе самом, он готов к диалогу со всеми.

Постоянные темы Тимура Кибирова — энтропия, распад прежде устойчивых порядков (идеологических, исторических, экзистенциальных) («Послание Льву Рубинштейну»).

Противостоять распаду может только поэтическое слово — диалог, в котором участвуют не только друзья поэты. Он возрождает чуть ли не всю историю русской литературы («Памяти Державина», «Педагогическая поэма»).

Поэт вырос среди повседневного кошмара. Вся его биография состоит из элементов распада, поэтому одним из вариантов самопознания становится диалог с хаосом.

Сохраняя традиции, Кибиров развивает тему дома («Двадцать сонетов Саше Запоевой», «Возвращение из Шилькова в Коньково»). В нарочито сниженной, ироничной форме — позитивный смысл вечных истин. Здесь есть рождение, счастье, бытие — всё, что противостоит распаду, хаосу, смерти. Лирический герой присягает на верность обывательской, мещанской идиллии. И ещё — для лирики Кибирова очень важен элемент интимности.

Таким образом, можно прийти к выводу, что поэзия Тимура Кибирова открывает новые возможности миропонимания. Этим интересен поэт.

Рейтинг@Mail.ru