Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2004

Архив

Открытое письмо министру образования и науки Российской Федерации

Открытое письмо
министру образования и науки Российской Федерации
Андрею Александровичу Фурсенко

Уважаемый Андрей Александрович!

Обращаемся к вам с надеждой на Вашу действенную помощь.

Русская литература, особенно литература классическая, является национальной гордостью и национальным достоянием России. Но как национальное достояние она нуждается в совершенно особой заботе. Её нельзя оштукатурить, подкрасить и поместить в музей. Это живая культура. И сохранить её можно только постоянным к ней обращением.

В системе образования существует уникальный школьный предмет, который проходит как один из важнейших с первого класса до выпускного. Он называется — литература. На этих уроках и происходит это приобщение к русской литературе, к русской культуре, происходит становление русского гражданина и патриота России. Никакой другой школьный предмет не занимается этими вопросами так последовательно и постоянно.

Этот предмет труден. Он требует постоянной серьёзной работы — чтения, размышлений, хорошего речевого развития. Возможно, поэтому в среде чиновников, решающих свои, сиюминутные проблемы и не умеющих заботиться о государстве, о его будущих гражданах, возникает стремление сократить, обесценить литературу.

Такие тенденции уже явно обозначены. Убрать литературу из числа обязательных школьных экзаменов — это и значит её обесценить. Сдавать её в форме тестов, в общепринятой форме ЕГЭ также для неё губительно.

Выход, конечно же, есть. Нужно сохранить литературу как предмет обязательный для выпускного экзамена и на экзамене предложить для анализа художественный текст — отрывок или стихотворение. Критерии оценки такой работы могут быть формализованы, как это и требуется в ЕГЭ, но тщательно разработаны с учётом специфики предмета.

Мы многое разрушили в школе. Вот пример: разрушена лучшая в мире система внеклассной работы — ребята массово и бесплатно занимались в секциях, кружках. Теперь мы жалуемся на нездоровье наших школьников, склонность к правонарушениям и наркомании. Ломать, рубить сплеча под видом педагогических новаций очень несложно и очень выгодно.

Сохранить школьную литературу как важнейший среди школьных предметов — задача государственной важности. И она вовсе не требует особых финансовых вложений. Требуется только понимание истинного места литературы среди других школьных дисциплин и соответственное к ней внимание.

Гражданскую позицию нельзя создать в результате одной какой-либо акции, нравственные основы личности тоже закладываются длительным и незаметным воздействием. И всё это — в сфере внимания и в сфере влияния школьной литературы. На скромных школьных уроках закладывается духовное здоровье нации.

Нам нужны внимание и действенная помощь человека, неравнодушного к судьбе России. Именно поэтому мы обращаемся к Вам.

Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга
Людмила Маратовна Мардер,
исполнительный директор
Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга,
директор 2-й Санкт-Петербургской гимназии,
заслуженный учитель РФ;
Наталья Михайловна Свирина,
научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга,
доктор педагогических наук,
проф. кафедры методики преподавания русского языка
и литературы РГПУ им. А.И. Герцена;
Людмила Евгеньевна Спиридонова,
председатель Совета Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга,
директор гимназии № 271,
заслуженный учитель РФ.

Принято на Совете Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга 9 апреля 2004 года.

Рейтинг@Mail.ru