Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №17/2004

Архив

Девятая Всероссийская Олимпиада школьников по литературе

Эмблема Девятой Всероссийской Олимпиады школьников по литературеДевятая Всероссийская Олимпиада школьников по литературе

На этот раз она проводилась в Смоленске с 12 по 17 апреля. В ней участвовали 182 школьника из многих краёв, республик, областей России, Санкт-Петербурга и Москвы.

По традиции, пока ученики писали задания первого тура, их наставники встречались с руководителями органов образования города, членами жюри и представителями печати. По традиции же сразу развернулась оживлённая дискуссия, которая больше напоминала монолог, ибо в главном все выступающие были едины: опубликованный недавно в печати образовательный стандарт по литературе практически невыполним: необходимые для изучения произведения невозможно усвоить за отведённые на них часы; до сих пор не прояснено место литературы в системе ЕГЭ. Раздавались голоса в пользу того, что пора заканчивать затянувшийся эксперимент, нанёсший немало вреда самому процессу преподавания литературы, разрушающий основы сложившегося в нашей стране эффективного школьного образования.

Традиционными по форме были и задания трёх туров. Первый тур предлагал участникам дать комплексный анализ художественного прозаического текста: В.М. Гаршин «Сигнал» (9-й класс), И.С. Тургенев «Татьяна Борисовна и её племянник» (10-й класс), Л.Н. Андреев «Город» (11-й класс).

Во втором туре ученики занимались интерпретацией стихотворных произведений: Г.Р. Державин «Ласточка» (9-й класс); Е.А. Баратынский «Болящий дух врачует песнопенье…», М.Ю. Лермонтов «Не верь себе, мечтатель молодой…», Ф.И. Тютчев «Поэзия» (10-й класс); Н.А. Некрасов, фрагмент из поэмы «Тишина» (“Храм Божий на горе мелькнул… Пред этим скудным алтарём”), А.А. Блок «Вхожу я в тёмные храмы…», О.Э. Мандельштам «Айя-София» (11-й класс).

Задания третьего тура, который назывался «История и теория литературы, культура», мы предполагаем опубликовать в одном из июньских номеров.

Гостеприимные смоляне устроили для участников олимпиады экскурсии по городу-герою, в мемориальную усадьбу А.Т. Твардовского «Загорье», в легендарное Талашкино.

Имена победителей называем сегодня по протоколу итогового заседания жюри и оргкомитета заключительного этапа олимпиады. Надеемся, что обсуждение её содержания и хода будет продолжено. Ждём от участников олимпиады и учителей-руководителей команд писем с впечатлениями об этом мероприятии, несущем важный учебно-воспитательный смысл. Нам было бы важно узнать, как осуществится решение о приёме победителей олимпиады без экзаменов в избранный ими университет или институт.

К сожалению, не все хорошие традиции прошлых олимпиад оказались продолженными. Так, в прежние годы после каждого тура перед руководителями команд школьников выступал член жюри — работник Министерства образования, который информировал их о ходе олимпиады, отвечал на многочисленные вопросы. На этот раз такого рода информация оказалась для учителей закрытой. Жаль!