Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №16/2004

Я иду на урок

Готовимся к сочинению. Темы 78-84

Готовимся к сочинению
Темы 78–84

Ирина ЩЕРБИНА


Определим среди предложенных тем самую широкую — «Основные мотивы и образы поэзии А.А. Фета». Если не подходить литературоведчески строго к понятию “мотив” (а этого от рядового школьника и не требуется), можно считать, что стихотворения, предложенные для анализа в экзаменационном списке, органично входят в ту тему, что уже была названа. Тема, озаглавленная цитатой, предполагает рассмотрение параллелизма образов природы и души, что тоже можно сделать на материале указанных стихотворений. Самая сложная для выпускника — тема любви, так как школьное изучение поэзии Фета не предполагает глубокого погружения в эту тему. Однако, учитывая требование обязательного рассмотрения всего лишь двух-трёх стихотворений в сочинениях подобного типа, можно лишь незначительно выйти за рамки того же экзаменационного списка. Попробуем подсказать, какие стихотворения и в каком ключе, на наш взгляд, стоит рассматривать, имея в виду пока ещё актуальный школьный “минимум”. Предлагаемый материал намеренно не оформлен как единый текст.

Современники поэта обвиняли Фета в невнимании к социальной проблематике, в уходе из мира реального в воображаемый. Основные мотивы лирики этого замечательного русского поэта философские — это красота, любовь, природа, творчество.

Фет как никто умел быть наблюдательным и видеть, как в окружающей нас природе и человеческой душе готовятся и происходят изменения, будь то наступление весны или первая любовь.

Стихотворение «Ещё весны душистой нега…» запечатлевает такой момент в природе, когда весна ещё не наступила, но ощущение весны уже возникло. Казалось бы, в природе ничего не изменилось: снег не растаял, дороги замёрзшие, деревья без листьев, но по каким-то малым приметам и просто интуитивно человек уже ждёт весны и радуется её приходу.

Посмотрим начальную строку “Ещё весны душистой нега…”. Фет прибегает к одному из своих любимых образных выражений — “нега”. В современном лексиконе это слово кажется устаревшим, а в поэтическом словаре XIX века оно употреблялось часто, и Фет охотно использовал его. Это существительное, однокоренное прилагательному “нежный”, глаголу “нежиться”; их смысловое значение — удовольствие с оттенком мягкости, тонкости, изящества.

Звуковая инструментовка также обращает на себя внимание. В двух первых стихах выделяются звукосочетания со звуком [н].

Ещё весны душистой нега
К нам не успела низойти...

Картина уточняется некоторыми деталями, рисующими зиму: это снег, замороженный путь. Во второй строфе зарисовка продолжается, усиливается динамика благодаря использованию большого числа глаголов, три из которых, кроме того, находятся в позиции рифмующихся: “греет”, “желтеет”, “смеет”. Говоря о зиме, Фет вводит в стихотворение яркие весенние краски: “заря”, “краснеет”, “желтеет”. Отрицая то, что весна уже наступила, он как бы приближает её приход, упоминая о том, что “солнце греет”, что соловей поёт в смородинном кусте. Образ весны возникает из отрицаний и обобщается в последней строфе, которая начинается с антитезы: “Но возрожденья весть живая // Уж есть…” Особую роль приобретают звуки, связанные со словом “жизнь”: “возрожденья”, “живая”, “провожая”.

Стихотворение движется от отрицания к утверждению и завершается образом степной красавицы “с румянцем сизым на щеках”. Фет сделал предметом искусства в общем-то не поэтические вещи: смородинный куст, сизый румянец. Однако это точные детали, которые позволяют почувствовать и понять, что речь идёт не о весне вообще, а о весне в России, которую Фет знает и, несомненно, любит, несмотря на все упрёки современников в безыдейности.

Интересно сравнить это стихотворение с тютчевским «Ещё земли печален вид…», написанным существенно раньше.

Общее для Тютчева и Фета — философское осмысление единства человека и природы. Однако у Тютчева, особенно в ранней лирике, образы, связанные с природой, тяготеют к отвлечённости, обобщённости, условности. В отличие от Тютчева, у Фета они на уровне деталей более конкретны, нередко предметны. Вы увидите это, если оттолкнётесь от тематической близости стихотворений, особенностей их построения, совпадения отдельных слов, и отметите особенности образного ряда у обоих поэтов, символику деталей у Тютчева и их конкретность у Фета. Обратите внимание на контекст, в котором у Тютчева и Фета звучат одни и те же ключевые слова: “весна”, “нега”. Сопоставьте такие образы, как “мёртвый стебль”, “редеющий сон” (Тютчев) и “телега”, “пролётные журавли” (Фет); “блестят и тают глыбы снега” (Тютчев) и “овраги полны снега” (Фет). Обратите внимание на сочетания: “соловей… в смородинном кусте”, “красавица степная”, “с румянцем сизым” (“высокое” и “низкое”).

Образы природы в стихотворениях Фета разнообразны. Среди них есть устойчивые символы, например: утро, заря и весна. Много цветов — роза, ландыш, сирень — и деревьев — ива, берёза, дуб. В стихотворении «Учись у них — у дуба, у берёзы…» Фет проводит прямую параллель между человеком, его скорбящей душой и деревьями, переживающими жестокую пору зимы: “Они стоят, молчат; молчи и ты!”.

Поразмыслите над первым стихом, вдумываясь в каждое слово, обращая внимание на форму глаголов. Задайтесь вопросом: к кому обращается лирический герой, случаен ли выбор “дуба” и “берёзы” или они несут в себе какую-то символику? Проследите развитие лирического сюжета от “кругом зима” до “верь весне”, выделяя, как его основу, глаголы в повелительном наклонении: “учись”, “молчи”, “верь”. Обнаружьте ключевые образы каждой строфы, изобразительно-выразительные средства и их динамику (покажите, как нарастает и достигает пика в середине второй строфы мотив страдания и как разрешается лирический конфликт). Отметьте характерное для Фета отсутствие отвлечённо-романтической символики, психологизм деталей. Обратите внимание на изменение лексической палитры в последней строфе. Давая истолкование стихотворения, удержитесь от желания вычленить из него идею. Не пишите: “Поэт хотел сказать, что…” Лучше скажите: “Читая это стихотворение, я понимаю (думаю, чувствую и тому подобное), что…”

Почти на тридцать лет ранее, чем «Учись у них — у дуба, у берёзы…», Фет сочинил стихотворение «Одинокий дуб», в котором похожая мысль находит выражение в образе дуба — “старого витязя”.

Поэт рассказывает трогательную историю старого дуба, от которого “уходят правнуки”. Он ждёт конца “неведомым страданьям”, “жестоким испытаньям” — именно такой кажется ему жизнь. В печальной истории дуба кульминацией является его сравнение со старым витязем. Философский подтекст стихотворения значительнее, чем кажется на первый взгляд. Фет затрагивает не только тему природы, проводя параллель между нею и человеком, касается не только проблемы одинокой старости, но и взаимоотношений поколений. Это вечная тема — “уходят правнуки”, и она решена в стихотворении в духе, близком к пушкинскому: “…И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть…”. Рождение и смерть, молодость и старость у Пушкина не противопоставляются, а гармонично сочетаются, представляя разные стороны бытия. У Фета идея обновления жизни связана с образом весны, которая распространяется не только на природу, но и на человеческие отношения. “Я знаю, небеса весны меня излечат” — это цитата из стихотворения «Больной». Такое же действие производит весна и в стихотворении «Одинокий дуб»: она излечивает если не от старости, то от тягот одиночества, так как именно с весенним ветром “на простор широкий” посылает дуб “вести” потомкам.

Другая возможность проиллюстрировать примером высказывание К.Бальмонта — анализ стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…». О нём же можно говорить в “теме любви”.

Природное время совпадает здесь с “психологическим”, переданным с помощью существительных и прилагательных: “шёпот” и “робкое дыханье”. По своему смыслу слова близки и рисуют картину начала любовного свидания. Движение в строфе обозначается существительным “колыханье”, рифмующимся с “дыханье”. Полностью рифмуются два слога, что ещё сильнее сближает движение чувства и движение в природе.

Во второй строфе значение движения прежде всего связывается с существительным “изменений”.

…Ряд волшебных изменений
Милого лица…

Как ни странно, слова “милое лицо” также отражают динамику по сравнению с “шёпот, робкое дыханье”. Даже слово “ряд”, кажется, обладает способностью передавать развитие событий. Игра света и тени, повторы (ночной — ночные, тени — тени) связаны затаённым движением души.

Третья строфа начинается с резкой перемены ритмического рисунка.

…В дымных тучках пурпур розы...

Эта строка в стихотворении выделяется отчётливым ритмом (хорей), длиной, яркими красками. Метафоры “пурпур розы”, “отблеск янтаря” передают смену времени, приближение рассвета. Движение в пространстве ощущается в стихотворении как идущее снизу вверх — с земли (ручей) к небу (тучки). Звуковая картина оттеняет смысл. Это и ассонансы (в тучках, пурпур, янтаря, заря), и аллитерации, подчёркивающие звонкие и сонорные согласные. Их концентрация в последней строфе максимальна, что отражает кульминационный характер этой строфы. Особая роль придаётся звукам [р] и [з], встречающимся в словах “розы”, “заря”. И роза, и заря — образы символические. Роза, тем более красная (“пурпур розы”), символизирует любовь, что подтверждается словами “и лобзания, и слёзы”. Заря — символ начала пробуждения, чего-то страстно ожидаемого. Движение в стихотворении приводит к образу зари, в равной мере связанной и с природой, и со сферой человеческих чувств.

Утро и весна — ключевые символы фетовской лирики. В 1843 году он писал:

Я пришёл к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало…

А через сорок лет:

Эта заря,
Эта весна
Так непостижна, зато так ясна!

Стихотворение «Это утро, радость эта…» также посвящено утру и весне.

Между “началом” и “концом” стихотворения проходят несколько часов, а точнее, начало (утро) и конец (ночь) обозначают символические рамки дневного времени. В основе композиции стихотворения лежит анафора (повтор в начале каждого стиха местоимения “это”), осуществляющая единство поэтического высказывания. Все три строфы — одно предложение.

Слова, разнохарактерные и несхожие, становятся звеньями одной цепи, сочетаются, создавая общее впечатление. Кроме слов “утро”, “ночь”, обозначающих границы дня, Фет приводит слова, передающие эмоции: “радость”, “слёзы”, “вздох”. Много существительных, связанных с действием, звуком: “крик”, “говор”, “зык”, “свист”, “дробь”, “трели”. Созданная поэтическая картина монолитна, выдержана в одной тональности благодаря внутреннему единству образов.

Отсутствие глаголов не делает изображаемое статичным. Напротив, стихотворение — образец поэтической динамики и одновременно лаконичности. Движение во времени от утра к ночи, от “света” к “мгле” не единственный динамичный образ в стихотворении. Его пространственный мир включает как огромное (небо и землю — “синий свод”, “горы”, “долы”), так и малое (“капли”, “пух”, “мошки”, “пчёлы”).

Переживания человека сконцентрированы в финале как итог поэтического высказывания, в котором “весна” не только пробуждение природы, но и апофеоз радости и любви.

При разборе стихотворений «Ещё майская ночь» и «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» можно прибегнуть к приёму сопоставительного анализа.

Конечно, “лобовое”, буквальное сопоставление этих стихотворений возможно, но малопродуктивно. Это тот самый случай, когда от различий надо идти к сходству, к осмыслению особой художественной манеры Фета, его тонкому ощущению окружающего мира. Одно стихотворение дополняет другое в размышлениях их автора о человеческой жизни, о том, что в ней ценно и для чего стоит жить.

Сопоставьте начало обоих стихотворений. В чём вы видите сходство? (Сказочный мир ночи, её тайны, восхищение поэта красотой и какой-то особенной обстановкой. Обратите внимание на звучание стиха, аллитерируемые согласные, другие приёмы выделения.

Обратите внимание на зарисовку весенней берёзы, которая сравнивается с “девой новобрачной”. Поэт использует эпитет “полупрозрачный”, говоря о листве дерева, едва распустившейся и пропускающей свет. Сравнение с девушкой продолжает мотив любви и тревоги, так как подвенечный убор одновременно “и радостен и чужд” ей. А как тема любви звучит в другом стихотворении?

В каком из стихотворений центральное место занимает “песня”? Поэт пишет: “Ты пела до зари”. Вряд ли это означает буквально то, что сказано: с вечера до утра. Здесь есть некоторое поэтическое преувеличение. Образные средства поэт выбирает максимально яркие. Наверное, смысл стихотворения не в том, чтобы поведать, как долго и хорошо пела некая женщина, а в том, чтобы сказать: музыка сродни любви, она способна потрясать душу, сердце, излечивать его от обид и “жгучей муки”, возрождать в нём самые лучшие воспоминания и надежды. А с чем связана “песня” в другом стихотворении?

Фет не считал, что поэзия должна исправлять пороки, обличать несправедливость, касаться социальных и политических вопросов. По его мнению, поэзия не связана с сиюминутными повседневными заботами, и её назначение — будить в человеке чувство прекрасного, заставлять трепетать сердца, делать человека лучше, чище, нравственней. Фет всегда был поклонником красоты, её певцом. Идея совершенства, гармонии мира и человека присутствовала в его поэзии изначально, поэт оставался верен ей до конца. Он не соглашался с тем, что искусство должно служить сиюминутным человеческим потребностям. По Фету, поэзия зовёт к высокому наслаждению и человеческому счастью. Счастье он понимал не как безоблачную жизнь, а как вечную работу души, сердца.

В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую...» мы видим художественное выражение именно такой точки зрения.

Образ поэзии, творчества у Фета романтически приподнят. Он даётся рядом изящных, ярких картин: “...согнать ладью живую // С наглаженных отливами песков”, “подняться в жизнь иную” — и так далее. Сила воздействия поэтического слова подчёркивается словосочетаниями: “одним толчком”, “одной волной”, “единым звуком”. Образы природы носят условно-поэтический характер: “волна”, “отлив”, “ветр с цветущих берегов”. Психологические состояния также изображаются условно-обобщённо: “тоскливый сон”, “тайные муки”, “бестрепетные сердца”. Это как бы знаки состояний, и их в стихотворении так много, что они охватывают довольно широкую сферу переживаний, которые может пробудить в душе человека талантливая поэзия: “упиться вдруг неведомым, родным”, “чужое вмиг почувствовать своим”. Контраст и единение “неведомого” и “родного”, “чужого” и “своего” подчёркивает сложность переживаний того, кто соприкасается с творчеством.

Осмысляя стихотворение «Поэтам», посоветуем прочитать такие стихотворения, как «Целый мир от красоты…», «Музе». Формулируя тезис сочинения, лучше всего отталкиваться от понимания того, чем было для Фета искусство, как он боготворил Пушкина, Тютчева (к последнему обращался в стихах «Мой обожаемый поэт…»). Прочитав стихотворение «Поэтам», обратите внимание на название (множественное число, отсутствие конкретных имен), жанр (чему ближе: оде, элегии, мадригалу, апологии). Найдите в тексте стихотворения подтверждение вашим предположениям. Обратите внимание на звучание стихотворения, его ритмическую организацию (стихотворный размер) и осмыслите её художественную роль. Наверное, главное в этом стихотворении — его пафос: каков он и благодаря чему, помимо ритма, возникает (внимание словесной палитре!). Проследите построфно движение поэтической мысли. По первой строфе охарактеризуйте отношение лирического героя к тем, к кому он обращается. Во второй и третьей строфах поищите объяснение этому. Может быть, вам удастся обнаружить здесь какие-то аллюзии (намёки) на конкретные стихотворения русских поэтов — предшественников Фета. В четвёртой строфе обратите внимание на антитезу, наиболее отчётливо выражающую отношение Фета к поэтическому искусству. Какую роль играет здесь образ природы?

От редакции. Как сообщила нам Ирина Васильевна Щербина, эту консультацию, а также консультации по темам, посвящённым творчеству Б.Л. Пастернака и С.А. Есенина, она подготовила на основе своих уроков и с использованием материалов сочинений своих учеников. Полагаем, что этот её опыт окажется полезным и для других педагогов-словесников.

Рейтинг@Mail.ru