Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2004

Архив

О всепобеждающей силе любви. Стихотворение Константина Симонова

ПЕРЕЧИТАЕМ ЗАНОВО

И.КАПЛАН


О всепобеждающей силе любви

Стихотворение Константина Симонова
«Жди меня, и я вернусь...»

Приступая к рассмотрению стихотворения, учитель расскажет старшеклассникам об активном участии Симонова в Отечественной войне не только как журналиста, но, случалось, и как рядового бойца. В июле 1941 года в Белоруссии он с нашими частями выбирался из окружения. В Крыму ходил с пехотой в атаку. За Полярным кругом с моряками пробирался во вражеский тыл. Был в сожжённом Сталинграде, осаждённой Одессе и на Курской дуге. Участвовал в боевом походе подводной лодки. Побывал у партизан Югославии. Войну знал не понаслышке, испытал на себе.

«Жди меня…» — послание Симонова любимой женщине1. Автор не полагал, что оно получит общественную огласку. Послание сурово сдержанно. В нём нет нежных слов, признаний в любви. Но при всей аскетичности содержания читатель ощутит всю силу чувств поэта. Об этом говорит его убеждённость, что она, любимая, умеет ждать, “как никто другой”, а её преданность поможет ему всё преодолеть.

Не понять неждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.

Между любящими особенная близость, единение.

Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой…

Жизнь изменила намерение Симонова не публиковать своё послание. То, “что люди, — вспоминал впоследствии поэт, — переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, и заставило меня через полгода напечатать его в газете”. Оно было опубликовано в «Правде» в январе 1942 года. Через некоторое время «Жди меня…» обрело особую популярность. Поэт Алексей Сурков вспоминал: “Редко можно было встретить на фронте человека, которому не попался бы в руки номер газеты «Правда», где было напечатано стихотворение «Жди меня…». Его переписывали, заучивали на память, читали и пели. Появились десятки стихотворных ответов на него”.

В своём произведении Симонов выразил типичное настроение людей, находящихся на фронте, их жён, любимых, близких. Чем труднее было на войне, тем больше солдаты тянулись к воспоминаниям о доме, простых человеческих радостях, а дома беспокоились за своих. И вера в то, что всё завершится хорошо, нужна была и тем и другим. Вот почему так страстно звучат слова поэта:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.

И этот неоднократно повторяющийся призыв звучит как мольба и приказ: ждать и надеяться, и ничто не должно поколебать эту веру — ни суровые природные явления, ни настроение окружающих.

Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди2,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.

Даже когда самые близкие люди — мать и сын, друзья — устанут ждать, — жди! Любовь сильнее родственных и дружеских чувств.

Слово жди, начинающее многие строки, повторится в стихотворении одиннадцать раз. Это же слово в других формах (ждать, неждавшим) встречается шесть раз. Литературовед Л.И. Тимофеев назвал такое повторение слов и выражений в стихах поэтическим курсивом.

Послание не только по содержанию, но и по форме аскетично. В нём почти нет поэтических определений, сравнений, даже рифмы простые; рифмуются слова повседневного общения: ждидожди, жаравчера, придёт — ждёт, тобой — другой и другие.

Мысль автора выражена лаконично и ёмко: “Только очень жди”, “Всем смертям назло”. Почему смертям? Она бывает одна, но применительно к фронту — верно. Смерть несли сокрушительный огонь артиллерии, миномётные и пулемётные обстрелы, жестокие бомбёжки авиации. Одну из них запомнил Симонов: “…Северней Сталинграда, был день… В небе с утра до вечера висела немецкая авиация и бомбила всё кругом, в том числе едва заметную возвышенность, на которой мы сидели. Было так тяжело, что даже не лежала душа что-нибудь записывать, и я, сидя в окопе, только помечал в блокноте палочками каждый немецкий самолёт, заходивший на бомбёжку в пределах моей видимости. И таких палочек к закату набралось триста девяноста восемь…” Вот что кроется за словами “всем смертям назло”3.

Монолог лирического героя стихотворения носит разговорный характер. Но своеобразие этой разговорности у Симонова особое. Его так охарактеризовал литературовед З.Паперный: “Разговорность бывает разной. У Твардовского, например, она слита с «ладом и складом» живой речи, которая с чудодейственной естественностью переливается в стих. <…>

В чём своеобразие разговорности Симонова-поэта?

Если говорить о таких его лучших стихах, как «Жди меня…», «Если дорог тебе твой дом…», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», то они строятся не как простая, обыденно-спокойная беседа с читателем. В каждом из них тема овладевает поэтом, как одно-единственное чувство, страсть, и эта тема-страсть определяет собой строй и звучание стиха. <…> Симоновский… поэтический разговор отличает открытая прямота”4.

В самом деле, монолог стихотворения «Жди меня…» предельно открыт, мысль ясна от первой до последней строки: вопреки всему — надеяться и ждать! И фронтовику верить в то, что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать его мужество.

Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.

Ясность слова, простота строя предложений, привлекательность мыслей стихотворения сделали его доступным и близким многочисленным читателям времён Отечественной войны. Произведение брало за живое убеждённостью в неотвратимости встречи людей, тянущихся друг к другу. Покорял динамизм монолога, который как бы проговаривался на одном дыхании. Последнее достигалось и краткостью предложений, и многими анафорами.

Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.

И ныне «Жди меня…» продолжает волновать многих. В длительных и опасных командировках находятся наши военные, уходят надолго в море подводники и моряки, далеко уплывают на промысел рыбаки. Дома беспокойно ждут их возвращения. И симоновское стихотворение вселяет веру в счастливый исход неизбежных разлук.

Вопросы и задания

1. Какие художественные особенности стихотворения вы бы отметили?

2. Как вы понимаете высказывание Симонова: “Из стихов наибольшую пользу, по-моему, принесли «Жди меня…». Они, наверно, не могли быть не написаны. Если б не написал я, написал бы кто-то другой”?

Примечания

1 Серова Валентина Васильевна (1917–1975) — знаменитая в те годы актриса кино и театра.

2 Верно, на наш взгляд, критик Б.М. Сарнов прокомментировал смысл определения “жёлтые” (дожди): “Сразу встают в памяти жёлтые осенние листья, жёлтая размокшая глина бесконечных российских дорог”.

3 Константин Симонов рассказывает… М., 1981. С. 169–170.

4 Паперный З. Единое слово. М., 1983. С. 169.

Рейтинг@Mail.ru