Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2004

Я иду на урок

Рассказ Т.Толстой «Сомнамбула в тумане»

Уроки калининградских учителей

Представляем уроки учителей Калининграда. Все они посещают лабораторию «Вуз - школа», пятнадцать лет назад организованную Л.Г. Максидоновой, преподавателем методики Калининградского госуниверситета. С той поры лаборатория активно работала, только за последние годы было написано и издано восемь книг-конспектов уроков для учителей литературы. Недавно Лия Георгиевна ушла из жизни, но её ученики продолжают работать. Плоды трудов калининградских словесников перед вами.

Я ИДУ НА УРОК

Наталья Аксунова,
интернат-лицей

Рассказ Т.Толстой «Сомнамбула в тумане»

Ничего окончательного в мире ещё не произошло, последнее слово мира и о мире ещё не сказано, мир открыт и свободен, ещё всё впереди и всегда будет впереди. (М.Бахтин)

Учитель. Мы привыкли к тому, что герои русской литературы ХIХ века заняты поисками смысла жизни, обретения своего места в сложном и противоречивом мире, постоянно меняющемся, находящемся в прямой зависимости от исторических событий (войн, политических потрясений, смены общественных строев и тому подобного).

Поиски героев мы называем “духовными исканиями”, “диалектикой характера”, “диалектикой души”.

Обретают смысл жизни Пьер Безухов, Родион Раскольников, Иван Флягин; расстаются с уходящим миром “дворянских гнёзд” Лаврецкий, Гаев, Раневская; погружается в мир пошлости и бездуховности Ионыч...

Литература конца ХХ — начала XXI века. Что изменилось в жизни героев Толстой, Пелевина, Сорокина, Улицкой, Пьецуха по сравнению с героями литературы XIX века?

“Горожане сильно изменились... внешне, я говорю... О костюмах нечего уже и говорить, но появились эти... как их... трамваи, автомобили…1. Добавим: компьютеры, лазерные диски, новые технологии, небоскребы и так далее. Но изменились ли герои внутренне? Успокоились или все так же ищут смысл жизни, счастье?

Попытаемся ответить на этот вопрос, анализируя содержание рассказа Т.Толстой «Сомнамбула в тумане».

Первая учебная ситуация. Работа с названием рассказа

Сомнамбула — больной сомнамбулизмом, лунатик. Сомнамбулизм — расстройство сознания, при котором во сне автоматически совершаются привычные действия, лунатизм, снохождение (словарь С.Ожегова).

Предлагаем ученикам подумать над следующими вопросами:

— Как связано название рассказа с характером главного героя? Можно ли сказать, что Денисов переживает душевный кризис? В чём он заключается? Есть ли в рассказе указания на социальное положение героя, род его деятельности?

Уже в начале рассказа автором заявлено состояние, настроение героя. “Земную жизнь пройдя до середины, Денисов задумался. Задумался он о жизни, о её смысле, о бренности своего земного, наполовину уже использованного существования...”

Главный герой живёт словно в тумане. И мысли у него туманные, расплывчатые: он думает о возможности “существования Австралии” (об этом он даже пытается сочинить труд). То Денисов пытается изобретать, то сочинять стихи — ничего у него не получается. Неясна профессия главного героя, и, судя по его настроению, он недоволен не только собственным существованием, но и жизнью, окружающей его.

Учитель. В критике существует понятие другая проза. Эта “другая проза объединяет авторов, чьи произведения появлялись в литературе в начале 80-х годов, которые противопоставили официальной свою демифологизирующую стратегию. Разоблачая миф о человеке — творце своего счастья… писатели показывали, что советский человек целиком зависит от бытовой среды”2.

— Можно ли отнести данный рассказ к “другой прозе”, одним из мотивов которой является разлад “смысла и существования, жизни и судьбы, имени и образа”?3

Да. Кроме Денисова, потерявшего (а может, никогда и не имевшего) смысл жизни, в рассказе есть герой, очень на него похожий, — Лорин папа. Его выгнали из института за “доклад о родстве птиц с рептилиями... а у них учёный секретарь был по фамилии Птицын, так он принял на свой счёт”. Героя окрестили “идеологической гнилью” и выгнали с работы. Теперь Лорин папа пишет заметки фенолога для журналов. И именно он ходит во сне, он — сомнамбула.

— Сомнамбулизм — физическое недомогание или состояние души, “болезнь времени”?

Состояние души: разлом, надлом, бесприютность и попытка найти себя в окружающем мире. Герои (Денисов и отец Лоры) автоматически совершают привычные действия, блуждают в тумане непонимания самых близких людей.

Вторая учебная ситуация. Пространство в рассказе

— Каким предстаёт перед нами пространство в рассказе? Что можно сказать о хронотопе рассказа?

Пространство — застой. Люди здесь движутся по кругу. Это мир кроликов и удавов: очереди за мясом, бунты против советского мясника, соцсоревнование, партком, местком, пивной завод имени Стеньки Разина. С одной стороны, кажущееся движение жизни, с другой — страшный тупик, в который упираются сомнамбулы.

Второстепенные персонажи: Пафнутий Эпаминондович (“гуру... излечивает верующих в него плевками”); актёр Рыкушин, выплывающий из магазина с чёрного хода с сумками, набитыми дефицитными товарами; Лорин одноклассник Маков, погибший в горах (в память о котором мать просит достать дефицитный шкаф «Сильвия»); товарищ Бахтияров — деловой человек, который всё может (“...сколько ему лет — шестьдесят или двести,  — сказать было нельзя”). Время разрушено этими людьми.

“Для персонажей «другой прозы» «бытие-в-мире» заменяется бытом”4. Безумие то, как эти люди живут, но безумным их существование кажется нам, читателям. Они своей жизнью довольны, эти люди самодовольны и самодостаточны, они не думают над “веществом существования”. Сомнамбулы бродят по миру, населённому дельцами, мнимыми целителями, излечивающими по фотографии. Мир тотального дефицита, советской и постсоветской действительности. “В конечном счёте, это время безвременья, статичного, жёсткого, вычёркивающего годы, силы, мечты, а взамен оставляющего пробел, чёрточку между датами, либо пыль, либо прогоревшие угольки”5

Третья учебная ситуация. Анализ эпизодов

— Можно ли сказать, что существует иной, параллельный мир в рассказе? Если да, то в каком эпизоде он возникает?

Во сне Денисова. Сон — это подсознание героя, это его дремлющая совесть. Во сне Денисов, пожалев хлеба для блокадников, тут же бросается за ними. Ан нет! Поздно! Двери уже закрылись. Одна из просительниц — тётя Рита, о которой мать велела никогда не спрашивать. Тётя Рита просит: “Вспомни!” “Не предавай забытых, забытые стучатся в наши сны.” Люди без памяти разрывают время, ломают хребет ему. Без прошлого нет настоящего, не будет будущего.

Учитель. Сопоставим два последних эпизода рассказа.

Эпизод, в котором Денисов оказывается в «Сказке» (кафе) в обществе делового человека Бахтиярова, весь пропитан реминисценциями, отсылающими нас к литературе ХIХ–ХХ веков (“Я человек, звучу гордо...”, “Ну, а пострадать? Эй, вспомни! Пострадать-то!”). Все эти фразы — чистейшего вида ирония, если их не отрывать от контекста рассказа. Героя заставляют лезть под стол, чтобы потешить “хозяина жизни” Бахтиярова. Всё превращается в какую-то фантасмагорию, потому что Денисов возвращается к прасуществованию, но какому-то полумистическому. “Он скрючился в полотняной штопаной полутьме, поджав колени, как зародыш, тупо глядел на женские ноги, на серебряные хвосты и лакированные копытца...”

Учитель. Проанализируйте лексику эпизода, предшествующего сну Денисова, и лексику следующего абзаца на семантическом уровне.

Широе, леркое, бротистое, плявое, мяклое  — самовитые слова. Смысл их понятен, но они примитивны, убоги. Это реальная жизнь.

Лунный луч; лунная скатерть; серебряный сад; тишина; немые тропинки  — слова и словосочетания, говорящие о счастье, покое, умиротворении. Это сон героя. Время останавливается, неясно, во сне или в реальности происходит действие в следующем эпизоде. Да это и неважно, так как главное  — это то, что происходит с главными героями рассказа (сомнамбулами).

— Что происходит с героями в финале рассказа?

В финале Денисов узнаёт о том, что отец Лоры “убежал, вырвался и убежал”. И теперь он бежит из этого убогого мира, “бежит по росистой траве, по лунным пятнам и чёрным теням, по грибам и подорожникам...” Он бежит к свету. В этом эпизоде можно предположить реминисценцию, относящую нас к роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Обретение света, даже попытка найти дорогу к нему — это счастье. И тогда сомнамбула станет просто человеком.

Учитель. Герои рассказа Т.Толстой «Сомнамбула в тумане» так же, как и герои русской литературы XIX века, блуждают в поисках смысла жизни, обретения себя. Их путь сложен и мучителен, ибо достижения современной науки, “переделка мира” не облегчают жизнь людей, а делают её ещё более противоречивой. Но, возвращаясь к словам М.Бахтина (эпиграфу урока), хочется ещё раз с надеждой произнести: “Ничего окончательного в мире ещё не произошло... ещё всё впереди и всегда будет впереди”.

Примечания

1Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 5 т. М.: Художественная литература, 1990. Т. 5. С. 119.

2Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов XX века. Минск, 1998. С. 115.

3Там же. С.  115.

4Там же. С. 112.

5Липовецкий М. Свободы чёрная работа // Вопросы литературы. 1989. № 9. С. 11.

Рейтинг@Mail.ru