Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2004

События и встречи

Сочинение-2004, или Новое как ещё не забытое старое

ТРИБУНА

Сергей ВОЛКОВ


Сочинение-2004, или Новое как ещё не забытое старое

Первая мысль, приходящая в голову при прочтении выпускных тем 2004 года: пожалуй, правы были те интернет-сайты и издательства, которые ещё в сентябре стали предлагать сборники готовых сочинений по темам прошлого года. Как и прогнозировали эксперты весной 2003 года, триста с лишним новых тем по литературе придумать оказалось невозможным. Это значит, что в принципе с сочинением мы выходим на ту же модель, что и с изложением в 9-м классе: есть заранее известный и мало меняющийся год от года корпус текстов (или в нашем случае тем), на который давно написаны и изданы шпаргалки (в нашем варианте — будут изданы, поскольку ясно, что и в следующем году львиная доля формулировок будет опять воспроизведена в «Перечне тем»). Печально.

Мысль вторая. Министерство осталось глухо к той критике, которая активно звучала в адрес тем прошлого года. Опять мы видим многажды осмеянную и оказавшуюся-таки неизлечимой «Болезнь любви…» и «Честь нельзя отнять, её можно лишь потерять», как и ещё целый ворох странных, провоцирующих учеников на откровенное словоблудие цитат. Опять предлагаются темы для докторских диссертаций («Каковы особенности поэзии Пастернака?»). Опять есть, мягко говоря, спорные формулировки, которые, будучи вынесенными в заголовок темы, обретают статус непреложных истин («На простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин, и, после Блока, только его поэзия ощущалась как дар свыше»). Да, кое-что убрано (например, нашумевшая в прошлом году тема, выпавшая Москве, про типично русский характер Раскольникова, проявившийся в его стремлении дойти до конца в своём страшном эксперименте), но основная масса раскритикованных тем благополучно продолжает свою жизнь в новом министерском варианте.

О темах прошлого года мы писали много. Отсылаем читателей к нашим номерам за 2003 год (№ 13, 18, 19, 20, 22, 24, 33), где они найдут и консультации к конкретным темам, и предостережения о том, от каких тем лучше уклониться и что можно посоветовать в этой связи ученикам (увы, и для этого года рекомендации остались актуальными).

В этом году мы решили в первую очередь сконцентрироваться на новых темах. Если не принимать во внимание чисто косметические подновления (вместо «Правда о войне в романе Толстого “Война и мир”» — «Изображение войны…», вместо «Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина» — «А.С. Пушкин о назначении поэта и поэзии»), то новых тем в «Перечне» обнаруживается 29. Приведём для удобства их полный список:

  • Образ Родины в «Слове о полку Игореве».
  • Проблема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».
  • “Изображаемая Жуковским природа — романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца…” (В.Г. Белинский). (По лирике В.А. Жуковского.)
  • Роль образа Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
  • Духовная эволюция Онегина. (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
  • “В чём же причина того, что отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически?” (Г.А. Гуковский). (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)
  • Почему повесть А.С. Пушкина названа «Капитанская дочка»?
  • В чём своеобразие любовной темы в лирике М.Ю. Лермонтова?
  • Идейно-композиционная роль главы «Бэла» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Смысл названия драмы А.Н. Островского «Гроза».
  • “Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием” (И.Анненский). (По одному из романов Ф.М. Достоевского: «Преступление и наказание» или «Идиот».)
  • Спасла ли Соня Раскольникова? В чём смысл эпилога? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
  • Каково значение образа Настасьи Филипповны в раскрытии образа князя Мышкина? (По роману Ф.М. Достоевского «Идиот».)
  • Обличение пошлости и мещанства в рассказах А.П. Чехова.
  • “Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни…” (М.Горький). (По рассказам А.П. Чехова.)
  • “Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением” (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
  • · “Мы движемся благодарностью к поэту, подарившему нам наслажденья души своими произведениями” (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
  • “Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись” (И.С. Тургенев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
  • “Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг” (А.Бестужев-Марлинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
  • “Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех” (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
  • “…Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от неё человек становится лучше, и ещё по тому… насколько от неё в душе светлеет” (Л.Н. Андреев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)
  • “Она [Ахматова] смотрела на мир сначала через призму сердца, потом через призму живой истории” (И.Бродский).
  • “Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого велика цель” (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
  • “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе” (Д.С. Лихачёв). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
  • “Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом” (Д.С. Лихачёв). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).
  • “Защита Родины есть защита и своего достоинства” (Н.К. Рерих). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
  • “Где же познаётся истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести?” (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
  • “Поэзия — это форма любви” (М.М. Пришвин). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)
  • “Человечность всегда была одним из важнейших явлений литературы — большой и маленькой” (Д.С. Лихачёв). (По одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

ОТ РЕДАКЦИИ

Прочтёт всё это наш читатель, учитель словесности где-нибудь во глубине России, а может быть, даже в столице и пригорюнится. Ну, хорошо, любимая «Литература», наверное, скажет он, вновь на ваших страницах попинали министерство и, право слово, за дело попинали, но нам-то как быть с этими сотнями тем, с этими комплектами, которые всё равно прибудут в урочный час в школы и классы. Может быть, вы всё же на время, скажем, до лета отложите критические перья, а пока посильно поможете нам, грешным, в деле подготовки школьников к выпускному экзамену?

Чем сможем. Прежде всего, мы надеемся, что при составлении экзаменационных комплектов будут учтены справедливые критические замечания по поводу многих тем, и они, эти темы, до выпускников не доберутся.

Кроме того, с этого номера мы начинаем публиковать консультации по темам сочинений этого года. Пусть темы эти не новы, а книг-шпаргалок любой выпускник, действительно, может накупить килограммы, мы исходим из того, что как в жизни всегда есть место подвигу, так в сочинении всегда найдётся возможность для творчества. Не в наших традициях предлагать читателям образцовые сочинения (по сути, те же шпаргалки), и мы, исходя из обстоятельств этого года (комплекты тем будут обнародованы накануне экзамена, и у нас не окажется возможности дать по ним консультации, подобные прошлогодним), будем давать несколько типов консультаций.

Первый — сочинения школьников, совпадающие по темам с экзаменационными. Они были отобраны нами к публикации как удачные и теперь печатаются в рубрике «Готовимся к сочинению». Конечно, не для списывания, а как вариант раскрытия темы, подсказка для дальнейших размышлений над ней.

Нашлось в нашем портфеле и несколько методических материалов, подходящих по темам. Они тоже публикуются и, будем надеяться, окажутся полезными не только при подготовке к выпускному экзамену.

Наконец, со следующего номера начнут печататься консультации, где рассматриваются темы, объединяемые именем одного писателя (например, темы 3–6, посвящённые творчеству В.А. Жуковского) или произведением («Война и мир», «Мастер и Маргарита» и т.д.).

Кроме того, мы предлагаем своего рода путеводитель по «Литературе» 1993–2003 годов. Вслед за порядковым номером темы сочинения в этом путеводителе указаны номера нашей газеты, где уже публиковались материалы по этой теме. Надеемся, такая подсказка окажет существенную помощь нашим читателям. Обращаем ваше внимание также на то, что и в свежих номерах «Литературы» есть немало полезного для выпускников. Например, в прошлом номере была опубликована большая работа А.М. Разумихина о «Мёртвых душах». В ней разбираются многие проблемы книги Гоголя, вынесенные на экзаменационное поле.

Наш еженедельник подписной, но по адресу редакции можно приобрести отдельные номера прошлых лет (или их ксерокопии). Есть у «Литературы» и сайт в Интернете, а также электронная версия газеты.

Желаем всем успешной подготовки к экзамену!