Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2004

Я иду на урок

Лирическая героиня Марины Цветаевой. Cтихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...»

Я ИДУ НА УРОК

Евгений ПРИЙМА,
средняя школа № 2,
г. Дорогобуж,
Смоленская обл.


Лирическая героиня Марины Цветаевой

Cтихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...»

Урок 1.

1. А.Ахматова и М.Цветаева.

Общее впечатление. Энергетика стиха.

Ученик.

у Ахматовой у Цветаевой
плавность;
сдержанность;
приглушённость;
затаённость;
как будто нехотя;
внутренний шёпот;
разговор с самой собой
напор;
порыв;
взрыв;
накал;
вызов;
борьба;
поединок;
удар

Обе — “охвачены огнём страсти”.

Для обеих любовь — “только не эти оковы”, “любовная пытка”. Какой вам видится лирическая героиня этих поэтов?

Что для неё любовь? Какова она в любви?

— Для обеих любовь — “поединок роковой”, но лирическая героиня:

у Ахматовой у Цветаевой
“смиренница”
— растерянность;
— беспомощность;
— недоумение;
— полубред;
— покорность;
— приглушённое отчаяние;
ведомая
“воительница”
— бунтарка;
— открытое противостояние;
— одна против всех и вся, вплоть до Бога;
— мятежница;
— бросает вызов;
— “пугачёвка” (любимый пушкинский герой Пугачёв)
вожатый

Заметили: разные голоса, разные переживания, темперамент, энергия, разная реакция на “любовный недуг”. И это естественно.

Цветаева тоже по-своему “научила женщин говорить...”, выразила другую ипостась женской души.

2. Личность поэта.

В качестве домашнего задания ученики готовили портрет Цветаевой, составленный из воспоминаний современников. На уроке читаются наиболее яркие, представляющие облик поэта из воспоминаний А.Эфрон: “Цельность её характера, цельность её человеческой личности была замешана на противоречиях; ей была присуща двоякость восприятия и самовыражения”.

— Полностью читается главка «Как она писала?» Особо выделяем: “Глохла и слепла ко всему, что не рукопись, в которую буквально впивалась. Остриём мысли и пера” “...добивалась точного единства смысла и звучания”; “...пробовала слова на звук”.

— Чтение стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»: «Имя твоё — птица в руке».

— Звучат отрывки из статьи И.Эренбурга «Поэзия М.Цветаевой». Особо выделяем: “Одиночество, вернее сказать, отторжение всю жизнь висело над ней, как проклятие, но это проклятие она старалась выдать не только другим — самой себе за высшее благо”.

3. Данный материал позволяет нам сопоставить судьбу поэта с судьбой её лирической героини. Хотелось бы отметить, что не всегда они совпадают. Возможны варианты:

— лирический герой — ролевая маска (многие герои Вл. Высоцкого);

— лирический герой — двойник (нет абсолютного тождества, сходства — поэзия А.Ахматовой);

— лирический герой — абсолют “Я” поэта.

Как вы думаете, Цветаева и её героиня каковы? Вспомните слова А.Эфрон. Ответ учащихся однозначен: поэзия Цветаевой — “абсолютное самовыражение”.

4. “Погружение” в стихотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...».

“Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...”

Первая строка — уже раскалена до предела, жжёт, обжигает. Поражает своей предельной дерзостью, размахом, вызовом:

“Я” объявляет войну против (“иду на Вы...”).

Сравните: у Ахматовой — такого начала нет, да и не может быть. У неё камерность, интимность.

А у Цветаевой?

Соперники — все (называем слова-доминанты: “земель”, “небес” — это уже не комната — это Вселенная).

Первая строка — заявка сделана; вызов брошен.

Каков же смысловой центр?

А теперь давайте попробуем проникнуть в цветаевское “все” (по первым строкам). Вместе с учениками в конечном итоге мы приходим к следующему:

I стр. Земли — Небеса — Пространство

II стр. “Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей…”

III стр. “Я тебя отвоюю у всех других…”

Что же получается? Лирическая героиня Цветаевой выходит на “поединок роковой”. Одна против Всех (и Бог ей не судья).

Можно ли себе такое представить у Ахматовой? “Такого счёта” предъявить за любовь лирическая героиня Ахматовой, конечно, не могла, да ей бы в голову такое не пришло — у “смиренницы”, у “монашенки”. А здесь — да.

Урок 2.

Урок-лаборатория, урок-мастерская. “Погружение” в слово Цветаевой.

Справка. Художественное слово многофункционально: слово — знак; слово — символ; слово — метафора; слово — жизнь, бытие. Отметим сразу, что у Цветаевой преобладает существительное

предмет:

лес — колыбель

лес — могила

мир — колыбель

мир — могила

золотые знамёна

мечи

ключи, псы

крыльцо

жених, жена

и так далее.

Каждое существительное — носитель какой-то конкретной сущностной реалии и одновременно — символ.

Давайте попробуем вместе определить содержание (смысловое) этих существительных:

лес
природа
(какая?)
естественная,
первозданная,
органичная
колыбель
начало,
рождение,
исток

(Вспоминаем «Олесю» А.И. Куприна: лес — колыбель Олеси — создал её, определил её сущность — свобода.)

Ученики подсказывают:

Катерина Островского — мечта о воле — Волга, простор;

пушкинский Узник — туда, где за тучей белеет гора...

Мцыри Лермонтова — свобода — природа.

— А колыбель? В колыбели качают, убаюкивают, сказки рассказывают, познают мир, плачут, находят утешение, успокоение.

Объединим: лес — качал, убаюкивал, рассказывал.

Следовательно, лес — начало моё. Тогда понятен следующий образ: “лес-могила” — это конец мой.

Начало и конец — лес. Это значит: я не изменю своей природы; какой пришла, такой уйду; я не изменюсь.

— ключи закину...

— псов прогоню...

(вспомните Катерину («Гроза») – ключ от калитки).

ключ — дом, уют, покой, тепло, очаг, счастье.

(А.Пушкин: “счастье только на обычных путях”)

псы — стража, охрана, защита от чужих, преданность, верность (“лес и красные собаки” из сна Базарова).

Таким образом, “ключи”, “псы” — слова-представители определённых возможностей лирической героини в борьбе за него.

Следующая часть урока — самостоятельная творческая работа по группам. Каждая группа получает существительные для их “расшифровки”.

I. знамёна, мечи;

II. последний спор;

III. крылья, эфир;

IV. мир-колыбель, мир-могила.

Работы сдаются и оцениваются учителем.