Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №12/2004

Архив

Школа словесности в Смоленске

Школа словесности в СмоленскеВ Успенском соборе Смоленска.

Смоленск прочно вписан в литературную географию. По рождению смолянами могут называться несколько русских писателей. В их числе — писатель-сентименталист В.А. Лёвшин (в школьную программу входят его сказки); братья Глинки — Ф.Н. Глинка, автор «Писем русского офицера», и С.Н. Глинка, автор «Записок о 1812 годе»; семья Энгельгардтов (А.Н. Энгельгардт — автор книги «Письма из деревни», Н.А. Энгельгардт — исторический романист, М.А. Энгельгардт — автор беллетризованных биографий Дарвина, Гумбольдта, Пастера, Коперника, Н.М. Пржевальского; литературовед и переводчик Б.М. Энгельгардт — автор работ о Достоевском, Льве Толстом, А.Н. Веселовском, Блоке); поэт-песенник М.В. Исаковский; А.Т. Твардовский; автор повести «А зори здесь тихие» Борис Васильев; наконец, увезённый из Смоленска в эмиграцию в трёхлетнем возрасте будущий фантаст Айзек Азимов.

Немало деятелей русской культуры владело в XIII–XIX веках поместьями на территории губернии или бывало здесь. Так, в имении «Хмелита» до восемнадцати лет проводил летние месяцы А.С. Грибоедов.

Некоторые из писателей оказались связаны со Смоленщиной по своей первой профессии. Полтора года в разгар революционных событий прослужил врачом на небольшом врачебном пункте под Сычёвкой и затем в вяземской больнице М.А. Булгаков. В начале двадцатых годов был учителем в сельской школе в Алексино М.М. Пришвин. Родом из Смоленска Олег Ермаков, автор афганских рассказов («Знак зверя»), включённых в программы по литературе.

Сегодняшнюю практику школьного преподавания литературы в Смоленске отличает расположенность к новому при сохранении бережного отношения к традиционным методам и формам организации урочной и внеурочной деятельности учащихся. На формирование смоленской методической школы словесности благотворно повлияло сотрудничество с учёными-литературоведами, авторами новых программ и учебников, с ведущими методистами, коллективами методических периодических изданий.

Основание современной смоленской методической школы словесности заложено смоленскими учёными-филологами, преподавателями педагогического университета: заслуженным деятелем науки России, профессором В.С. Баевским, профессором В.В. Ильиным, доцентами И.Н. Антюфеевой и В.Е. Захаровым, профессором, заслуженным учителем РФ Г.С. Меркиным и многими другими.

Большой вклад в её развитие внесла Н.И. Кабанова, работавшая в 1970–1980-е годы заведующей кабинетом русского языка и литературы Смоленского областного института усовершенствования учителей.

Однако решающее значение в её становлении принадлежит учителю-словеснику, рядовому работнику школы.

Имена педагогов послевоенных лет Татьяны Яковлевны Яловенко, Софьи Наумовны Ханиной, Лидии Петровны Шутилло знал весь Смоленск. Их уроки, драматические кружки, факультативные занятия формировали интеллектуальную элиту города, в их кабинетах проводились еженедельные литературные гостиные…

В Смоленске с признательностью произносят имена таких словесников последующих поколений, как Э.П. Павлова, В.Г. Никитин, С.В. Гутман, Л.И. Воробьёва, Н.А. Александрова, Р.Н. Коровина, Г.П. Солошкина, Г.Н. Шалаева, А.В. Клейман, М.Д. Бережная, С.А. Потапова, В.В. Журавлёва, М.Ф. Слепцова, Н.Т. Мартынова, В.Н. Иванова, Ю.С. Чижова, сельских учителей З.Н. Бобровой, З.Г. Бобиковой, учителей и по духу краеведов-исследователей Т.К. Поляковой, Н.Г. Казминой, С.В. Козловой, В.А. Станкевич, В.Д. Матузевич, Л.Г. Славиной.

Огонёк их энтузиазма в наше время продолжает гореть в педагогическом стиле Е.Б. Курьяновой, Т.А. Крутовой, И.Э. Шерстобитовой, Н.А. Елисеевой, Р.Д. Диваковой, Е.А. Приймы, Ю.В. Корешкова, А.М. Ильиной, Н.В. Глушковой, С.В. Москалёвой, Л.В. Андреевой, С.И. Хохловой, О.А. Голобоковой, Э.Н. Костериной, Н.А. Леухиной, В.А. Поклоновой, Л.Т. Отрадиной, Н.Г. Смирновой, Ю.В. Попковой, В.В. Сычёвой...

В 1994–1996 годах творческим коллективом учёных-филологов СГПУ, методистов Института усовершенствования учителей и учителей-краеведов были разработаны программа и учебно-методический комплекс регионального курса в 9-м классе «Литература Смоленщины» (пособие для учащихся и студентов, учебник-хрестоматия, методическое пособие для учителя). Наиболее яркий и результативный опыт преподавания литературы обобщён и отражён в книгах учителей: «Звучащие в эпохе голоса» (беседы по современной отечественной литературе) В.М. Ивановой, «34 урока по литературе Смоленщины» Т.К. Поляковой, «В мире образов» Т.К. Поляковой, «И снова вечер, и снова вместе» (литературные вечера старшеклассников) М.Ф. Слепцовой, «Что? Где? Когда?» (интеллектуальные игры с использованием краеведческих материалов) А.М. Белавиной, «Реквием учителю» (составление Н.Г. Казминой) и др. Подготовлено и издаётся пособие В.А. Станкевич «Твардовский в школе».

Последние три года регулярно проводятся районные и областные олимпиады школьников по литературе. Открыты специализированные классы, существует практика сотрудничества со Смоленским государственным педагогическим университетом. В 2003 году филологический факультет вуза окончил курс, наполовину состоявший из учеников филологического класса одной из городских школ, еженедельно посещавших, начиная с девятого класса, спецкурсы преподавателей-филологов университета.

В СГПУ открыто два диссертационных совета — по филологии и педагогическим специальностям (в том числе и методике обучения литературе). В школах, техникумах и вузах преподают специалисты, получившие здесь учёные степени.

Общеизвестно, что методические изыскания, не одухотворённые личностью учителя-словесника, не могут затронуть детскую душу. Смоленской методической школе присущи такие подходы к изучению творчества писателя и специфики художественного произведения, которые отражают индивидуальные склонности, философские взгляды, художественные вкусы, особенности темперамента педагогов. Проводятся уроки духовно-нравственного прозрения, основанные на углублённой работе с нравственно-этическим потенциалом литературного произведения, уроки личностного постижения мастерства писателя, уроки с использованием частично-поискового метода, творческие мастерские, академичные уроки работы с теоретическими понятиями и стилем писателя, уроки-исследования, уроки-“погружения”, интегративные уроки и так далее.

Одна из проблем современной методики в сложных условиях потеснения литературыв школе — поиск более результативных, компактных форм, методов, систем преподавания. По-прежнему актуальными остаются проблемы сохранения качества знаний, развития художественного восприятия, воображения, творческих способностей, привлечения интереса к чтению и формирования квалифицированного читателя филологического склада.

Учителя осознают свою роль и в филологическом образовании школьника, и в становлении его духовного мира. При работе с текстом от познания художественного мира они ведут ученика в мир его собственной души, помогают сформировать иерархию жизненных ценностей. Опираясь на лучшие образцы литературной классики, смоляне-словесники традиционно направляют взгляд школьников не только на эстетические начала художественного произведения, помогая увидеть его место в литературном процессе, они помогают школьнику найти достойное место в жизни, открыть мир для себя, чтобы исполнить своё человеческое предназначение.

С.И. ЗАХАРЕНКОВ,
начальник Департамента по образованию
и молодёжной политике администрации Смоленской области;
В.М. ПЕТРУЛЕНКОВ,
ректор Смоленского областного института
усовершенствования учителей

Семинарий «Уроки учителей Смоленщины» подготовлен зав. кабинетом филологического образования Смоленского областного института усовершенствования учителей З.М. МАРТЫНЕНКОВОЙ и доцентом кафедры литературы, теории и методики обучения литературе Смоленского государственного педагогического университета Н.В. КУЗИНОЙ.

За всестороннюю помощь в работе над материалами редакция «Литературы» высказывает сердечную признательность, первому заместителю начальника Департамента по образованию и молодёжной политике администрации Смоленской области Н.В. СУХОРУКОВОЙ.