Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2004

Я иду на урок

Действующие лица и экспозиция в пьесе «На дне»

Я ИДУ НА УРОК

Ирина КУСТОВА,
средняя школа № 3,
г. Полярные Зори,
Мурманская обл.


Урок в 11-м классе

Действующие лица и экспозиция в пьесе «На дне»

Цели урока. Развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; развивать творческое мышление, умение сопоставлять, делать выводы; воспитывать внимание к слову.

Домашнее задание при подготовке к уроку.

Своеобразие драматических произведений (индивидуальное задание).

“Исследование” афиши (название пьесы, значение имён, профессий, возрастов героев).

Выразительное чтение 1-го акта по ролям (выбор героя — индивидуальные задания).

Словарь: драма, пьеса, конфликт, полилог.

Ход урока

Повторение. Драматические произведения.

Учитель. В чём состоит своеобразие драмы? Почему это самый сложный для восприятия род искусства?

Ответы учеников.

Драма (греч. — “действие”) — самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию — исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ещё и ограничен в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).

Учитель. Поэтому в драме особая нагрузка ложится на конфликт — острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства. Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев — все герои должны быть включены в конфликт.

Прежде чем приступить к изучению пьесы, задержимся на названии пьесы, афише к ней, познакомимся с действующими лицами. Наличие конфликта обозначено уже в названии пьесы и афише.

Обратимся к афише. Поговорим об именах, фамилиях. Сила имени огромна. В одной из старинных песен поётся: “Ты скажи, молодец, каким именем зовут. А по имени тебе можно место дать”.

Вопрос.

— Чем могло привлечь зрителей — современников М.Горького — название пьесы «На дне?

Ответы.

— “Дном” называли Хитров рынок. Каждый интеллигентный человек должен быть с этим знаком, считал Горький. Конфликт, несомненно, уже обозначен в названии. Ведь сам факт существования “дна” жизни предполагает и наличие “верхнего течения”, к которому стремятся персонажи.

Вопрос.

— Какие ассоциации возникают у вас в связи с фамилиями Пепел, Клещ, Бубнов, Сатин, именем Лука? Есть ли в них намёк на черты их личности, род занятий, судьбу?

Ответы.

— Лука — один из евангелистов, Горький даёт ему имя, которое ему дорого. (Газета «Московские ведомости», 23.12.1902 г.: “Этот странник вошёл в подвал, как луч яркого солнца, осветив в нём всё дурное... и... пробудив к жизни ростки добра”.)

— Имя Лука происходит от слова “лукавый”. Именно таким видят старика и современники Горького (Д.Мережковский: “Религия старца лукавого есть религия лжи”).

— В Красноярске жил современник М.Горького архиепископ Лука (1877–1961). Это был известный священник и хирург, человек, достойный уважения. Безусловно, он был известен Горькому. Красноярский архиепископ Лука провёл двенадцать лет в сталинских лагерях. В октябре 2002 года в честь 125-летия со дня его рождения в Красноярске был открыт памятник. Священник и хирург в ватнике — таким увидел его скульптор. (Учитель подчёркивает неоднозначное отношение к имени так же, как и к самому герою.)

— Сатин — в этом имени звучание слова “сатана”. Но какое испытание придумает он? Может быть, Сатин испытывает человека возможностью новой веры?

Вопрос.

— О чём говорит род занятий действующих лиц?

Ответы.

— Клещ — слесарь, Квашня — торговка пельменями, Алёшка — сапожник, Кривой Зоб и Татарин — ключники. Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. В этом тоже угадывается социальный конфликт. Почему эти люди не работают? Кто в этом виноват? И будет ли дан ответ на вопрос самой пьесой?

Вопрос.

— Каков возраст ночлежников? О чём это говорит?

Ответы.

Клещу и Квашне по 40 лет, Анне — 30, Бубнову — 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди — в ночлежке, они не имеют ничего.

— Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа. Почему Горький (а мы знаем, что у большого художника ничего не бывает случайным) даёт возраст Христа одному из нелюбимых героев с прозвищем Барон? Возможно, анализируя пьесу, раскрывая образ героя, мы ответим на этот вопрос.

— Родство супругов Костылёвых и полицейского подчёркивает социальный конфликт между ними и обитателями ночлежки.

Вопрос.

— Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие — по имени, третьи — полностью, с указанием рода занятий?

Выводы.

Уже само название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на “дне” жизни, в ночлежке.

Частью социального конфликта является и любовный конфликт (он обозначен в афише разницей в возрасте супругов Костылёвых, присутствием девушки с нежным именем Наташа).

Понятно, что здесь, в условиях “дна”, самые возвышенные чувства не принесут счастья.

Следующий этап урока — чтение по ролям 1-го акта (в драме важно появление героев, их первые реплики).

Действие 1-го акта предваряется подробным описанием подвала. Автору хотелось ввести зрителя именно в этот подвал. Он похож на пещеру. Но это дом ночлежников, они привязаны к своему жилищу. От другого мира веет холодом. “Озяб”, — говорит Бубнов, холодно Алёшке, Клещу.

Перед учащимися поставлена задача: при чтении передать интонацией характер своего героя; после прочтения 1-го акта дать ему характеристику.

Ответы учащихся.

Сатин появился не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает “орудие”, “орган знания”, “разум”. (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр — это древнегерманское племя, означает “тёмный человек”. В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками.

Актёр — пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя.

Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: “помолчав”, “вдруг как бы проснувшись”.

У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но “никто этого не знает”). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. “Мой организм отравлен алкоголем”. Ремарка “с гордостью” многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.

Бубнов. С первых реплик проявляется тугодумие, равнодушие. С.Лужский, исполнявший в МХАТе роль Бубнова, вспоминает беседу с Горьким: “Меня он просил в 3-м акте быть ещё тупее”.

Клещ. В 1-м акте — два раза ремарка “угрюмо”. Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.

Настя в 1-м акте появляется с романом «Роковая любовь». (Газеты писали, что такие бульварные романы составляли традиционную “культуру” городской проститутки.)

Она уже нашла “возвышающий обман” до прихода Луки.

Лука появляется со словами: “Доброго здоровья, народ честной”. На вопрос Василисы: “Ты кто такой?” отвечает: “Проходящий... странствующий”.

(В дальнейшем один из учащихся выступит с сообщением «Странничество на Руси. Отношение Горького к странникам».)

Выводы после чтения.

В 1-м акте мы встретились со всеми героями пьесы. Эти люди в большинстве своём равнодушны друг к другу, часто не слышат, что говорят другие, не пытаются понять. В 1-м акте говорят все персонажи, но каждый почти не слушая других, — о своём.

Взаимоотчуждение постояльцев ночлежки Костылёва, атмосферу духовного разобщения людей автор передаёт в оригинальной форме полилога. (Полилог — форма речевой организации в драме, совмещение реплик всех участников сцены.) Герои сознательно разрознены Горьким — каждый говорит о своём. О чём бы ни начал говорить герой пьесы, он всё равно заговорит о том, что болит. В речи персонажей есть слова, фразы, имеющие символическое значение. (Бубнов: “А ниточки-то гнилые...”; Бубнов — Насте: “Ты везде лишняя”.) Этими словами раскрывается “подтекстовый смысл”: мнимость связей, ненужность этих людей.

Несмотря на обилие реплик, действие 1-го акта замедленное, “сонное”. Развитие конфликта начинается с появления Луки.

Литература для справок:

1. Юзовский Ю. «На дне» М.Горького. Идеи и образы. М., 1968.

2. Горький М. Статья «О пьесах».

3. Кузьмичёв И. «На дне» М.Горького. Судьба пьесы в жизни, на сцене, в критике. М., 1981.

Рейтинг@Mail.ru