Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2004

Архив

Сочинения по роману Ф.М.   Достоевского «Преступление и наказание»

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Хочется, чтобы любимая мною газета напечатала удачные, как я полагаю, работы десятиклассников. Работая много лет учителем литературы, убедилась, что роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» интересен нынешним детям. Может быть, это объясняется тем, что многие подростки тоже честолюбивы, как и главный герой романа, тоже уязвлены социальной несправедливостью, тоже хотят занять своё место в этом мире. Им небезразлично, какими средствами можно завоёвывать этот самый мир.

Когда-то давно, ещё в советские времена, существовала в педагогической практике такая форма проведения урока, как суд над литературным героем. Наверное, эта форма урока была не очень удачной, так как герой обвинялся или восхвалялся слишком уж прямолинейно. Я решила реанимировать эту самую форму. Объяснила ребятам суть предстоящих двух уроков. Распределили роли: кто защитник, кто обвинитель, свидетелями выступали герои романа - Разумихин, Сонечка, Свидригайлов и другие. Готовил речь и автор романа.

Через две недели состоялся “суд”. Мои ребята учатся в экономико-правовом лицее, поэтому с судебной практикой мало-мальски знакомы. Чтобы выступить с речью, нужно было перечитать роман, понять особенности того героя, от лица которого нужно будет говорить. Урок прошёл великолепно. Главное - ребята почувствовали себя творцами.

Посылаю две самые удачные “речи”: речь Достоевского написал Мошенкин Евгений; речь Разумихина - Колотов Константин.

С уважением
Ольга Козлова,
учитель высшей категории,
Кировский экономико-правовой лицей

Евгений МОШЕНКИН


Речь Достоевского на суде Р.Р. Раскольникова

Добрый день, уважаемые господа присяжные заседатели. Позвольте мне, Достоевскому Фёдору Михайловичу, обратиться к вам и ко всем здесь присутствующим с заключительным словом. Начну же я, пожалуй, с того, что поведаю вам, почему у меня появилась мысль написать роман «Преступление и наказание» и какие идеи я вложил в него.

Статья опубликована при поддержке книжного портала "КнигоПоиск". Книги, которые меняют мировоззрение, интересные книги для подростков, книги по психологии для женщин, книги про оборотней, книги для саморазвития и другие популярные списки. Воспользовавшись удобным поиском сайта, Вы сможете найти популярные и интересующие Вас книги, посмотреть рейтинги и прочитать рецензии, а также возможность составить свою личную библиотеку и советовать книги друзьям. Подробнее смотрите на сайте, который расположен по адресу: http://knigopoisk.org.

Всё началось ещё в детстве, когда я пережил душевную драму, оставившую во мне неизгладимый след на всю жизнь. Любил я девочку, дочку повара, чистой детской любовью. Но однажды раздался ужасный крик в саду. Я в ужасе выбежал туда и увидел, что над девочкой склонились какие-то женщины и что-то там говорили о пьяном бродяге. А она лежала на земле в изорванном беленьком платьице, испачканном грязью и кровью. Побежали за отцом, но его помощи не потребовалось: девочка скончалась, не дожив до девяти лет. И уже тогда я впервые задумался о том, что мы живём в каком-то неправильном, несправедливом мире, что так дальше не может продолжаться, что необходимы перемены в нашем обществе. А окончательно я осознал это во время учёбы в Главном инженерном училище, где на собственном опыте пережил трагедию “маленького человека”. В училище большую часть учащихся составляли дети военной и чиновничьей бюрократии, здесь не гнушались взятками от их родителей, и эти ученики, как вы, уважаемые господа присяжные заседатели, можете уже догадаться, пользовались всяческими привилегиями, в то время как я часто подвергался незаслуженным оскорблениям и постоянным унижениям. И вновь я задумался о существующем социальном неравенстве в обществе. Я понял, что мои мысли должны дойти до сознания людей, ведь не один же я такой. Тогда я решил, что обязательно напишу книгу, в которую вложу всё сердце с кровью, которая будет моим исповеданием. Первоначально роман «Преступление и наказание» я думал написать в форме исповеди главного героя, но впоследствии я отбросил эту мысль и написал его в иной форме.

В своём романе я изобразил мир “униженных и оскорблённых”, “погибших и погибающих”, таких, как я, где люди понимают невозможность найти какой-либо выход, если оставаться в этом обществе, жить по его законам, потому что они ясно видят, что гибель их близка и неизбежна, что они находятся в состоянии приговорённых к смерти. И я попытался создать в образе главного героя человека, живущего в этом самом “мире” и противостоящего ему, считая, что только он сможет что-либо изменить, что только он сможет переродить общество.

Это Родион Романович Раскольников — молодой, двадцатитрёхлетний студент юридического факультета, вынужденный из-за нехватки денежных средств оставить обучение. Он выходец из обедневшей дворянской семьи, опустившийся почти на самое дно человеческой жизни и живущий в ужасных условиях, в каморке, похожей на гроб. Это человек мыслящий, честный и бескомпромиссный с самим собой и другими людьми, человек, исполненный горячего негодования против существующей социальной несправедливости. Видя вокруг себя страшный мир петербургских трущоб, где царят крайняя бедность, грязь, где нищета толкает человека на путь растления, порока, преступления, видя всю несправедливость и размышляя о причинах существующего неравенства в обществе, Раскольников приходит к выводу о том, что на свете всегда существовало различие между двумя разрядами людей. В то время как большинство из них (“твари дрожащие”) покорно подчинялись установленному порядку вещей, не имея силы и воли восстать против него, в истории человечества время от времени появлялись “необыкновенные” люди — Магометы, Наполеоны и другие, которые как раз и являлись её двигателями. Они смело выступали против установленного порядка, при этом нарушая общепринятые нормы морали, не останавливаясь перед насилием и преступлением для того, чтобы навязать человеку свою волю. И мой герой, уважаемые господа присяжные заседатели, не желает молчаливо повиноваться и терпеть. По его мнению, есть только один выход — он должен доказать себе и окружающим, что он прирождённый “властелин судьбы”. Но Раскольников хочет получить власть, руководствуясь главным образом не идеей “власти ради добрых дел”, а идеей наполеонизма. И в романе я показал, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и незаконной она может быть. Именно эта идея, охватившая Родиона, подводит его к преступлению. Однако это испытание (а именно так рассматривает мой герой убийство старухи процентщицы) оказывается неудачным. В романе вы видите, что может произойти с человеком, переступившим запретную черту, поставившим себя наравне с Богом. Мало того, что у Родиона после убийства появляется нервное расстройство, с ним происходит ужасное: Раскольников теряет связь с окружающими, и уже самые близкие не в силах ему помочь.

Но почему так происходит? Почему этот вызов обществу оказывается губительным для Родиона? Да только потому, что мой герой не осознал самого главного. Он не понял, что его методами нельзя что-либо изменить, ибо перерождать нужно не само общество, а самого человека, необходимо воспитывать его во всём его многообразии, необходимо воспитывать в нём гармонию. Раскольников не осознал всю сложность жизни, не осознал, что её не изменить. И, несмотря на то, что я защищаю Родиона с точки зрения его непримиримости с обществом, я осуждаю своего героя, так как его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер и ведёт не к подъёму и расцвету, а к подавлению и нравственному умерщвлению личности.

Однако, создавая своего героя, я вовсе не хотел показать в его образе отрицательного героя. Ведь в Раскольникове есть народное начало, живое в его душе, которое не даёт ему спокойно пожать плоды содеянного, так как напоминает Родиону о единстве с другими страдающими и угнетёнными. Это совесть. Раскольников — один из многих, кто без зова приходит на помощь: он спасает детей от пожара, отдаёт скудные гроши отцу умершего от чахотки товарища и последние деньги семье Мармеладовых, ему искренне жаль обесчещенную девочку на бульваре, его возмущает насилие над животными, и это можно заметить в снах Родиона. Кстати, именно в них я попытался показать, как подсознание моего героя борется с его сознанием. В каждом сне идёт поэтапное опровержение теории Раскольникова. В его душе происходит раскол, но Родион хочет жить по своей теории, и его сознание побеждает.

Несомненно, в моём романе должен был быть какой-то противовес Родиону. Им стала Сонечка Мармеладова, “вечная Сонечка, пока мир стоит!” Она “такая же бедная, как и другие, окружающие её люди, но она видна в серой толпе, как будто от неё исходит внутренний свет”. В образе Сонечки Мармеладовой я изобразил носительницу тех нравственных идеалов, которые являются идеалами миллионов “униженных и оскорблённых”. Посмотрите, ведь как и Раскольников, Соня — жертва существующего несправедливого порядка вещей. Пьянство отца, страдания мачехи, брата и сестёр, нищета и голод заставили её идти на панель. Но, в отличие от Родиона, Соня полна нерушимого сознания того, что ничто на свете не способно оправдать насилия и преступления.

Можно даже сказать, что в образ Сони Мармеладовой я вложил своё отношение к жизни. Ведь я тоже считаю, что на крови нельзя построить хорошую жизнь, что человек должен следовать законам и не преступать их, что жизнь должна строиться на уважении и милосердии друг к другу, что нравственность должна быть в душе каждого, и необходимо её сохранить всеми силами, чего, к сожалению, не удалось Родиону. Я, как и моя героиня, убеждён в том, что религия — спасение всего человечества, так как именно в вере решение всех проблем общества, так как путь к счастью и нравственному возрождению всегда проходит через страдание и веру. Именно такой выход указывает Соня Раскольникову: “Страдание принять и искупить себя им”, покаяться и признаться в содеянном, ибо, по христианским законам, каждый грешник достоин прощения и способен искупить свой грех покаянием и страданием. Спасение Родиона в Сонечке, несущей идею мира, добра и любви. И Соня выполнила свою миссию: в душе Раскольникова зародилось новое, неизведанное чувство — чувство любви. И эта пробудившаяся в душе моего героя любовь привела к раскаянию в содеянном преступлении, теория Родиона навсегда ушла из его сознания, в котором появилась нравственность.

Я мучительно долго придумывал финал романа. Первоначальная моя задумка была такая, что Раскольников, подобно Свидригайлову, кончает жизнь самоубийством. Но это был финал лишь для идеи наполеонизма. А где же финал для любви? Какой же суд примет мой герой? И я понял, что Раскольников не примет ни моего, ни юридического суда, никакого. Лишь один суд примет он — “высший суд”, суд Сонечки Мармеладовой. И заблуждаются те, кто думает, что Раскольников, выступая против этого бесчеловечного мира, проиграл ему, что жизнь его уже потеряна. Наоборот, мой герой, уважаемые господа присяжные заседатели, вышел из этой ужасной игры победителем, так как ему удалось воскреснуть, избавиться от преступной теории и приобщиться к миру остальных людей. Раскольников смог “перейти из одного мира в другой, познакомиться с новой, далее совершенно неведомою действительностью”. И я считаю, что никакое наказание, никакая каторга не сломят его, что у него ещё всё впереди, так как, следуя новым убеждениям, Родион обеспечит себе достойную, полную гармонии жизнь.

Спасибо.