Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №7/2004

События и встречи

Обеими руками за ЕГЭ

ТРИБУНАЛоран Пешё. Пигмалион и Галатея. 1784 г.

Елена ДВОРЕЦКАЯ,
школа № 86,
Москва


Обеими руками за ЕГЭ

Свершилось то, о чём мечтали чиновники от образования: в нашу редакцию пришло первое письмо практикующего учителя, полностью одобряющего ЕГЭ. Верные своему принципу: печатать любые мнения на актуальнейшую тему, мы тем не менее публикуем и ответ Елене Дворецкой нашего школьного редактора Льва Соболева.

Читаю постоянно «Литературу», много материалов использую в работе на уроках. Но в последнее время всё больше недоумеваю: какое же внимание уделяется критике ЕГЭ! В основном это негативное мнение не учителей массовой школы, а “остепенённых” товарищей, узкого круга лиц. Я проработала в школе 25 лет в обычных общеобразовательных классах, и каждый год переживаю это страшное вынужденное унижение, которое называется выпускным экзаменом по литературе, сочинением на литературную тему. Коту под хвост все мои рассуждения о нравственности и призывы к честности, все ростки любви к прекрасному, которые с таким трудом взращивались мною все годы обучения! Никакого отношения ко всему этому не имеет мерзкий экзамен по трафаретным литературоведческим темам, на которые интересно писать в лучшем случае ученикам гуманитарно одарённым, а остальные либо уходят от темы, либо элементарно списывают. Лавина списывания с каждым годом всё больше и больше, часов на литературу всё меньше и меньше, развитие речи у детей всё хуже и хуже, требования к сочинениям всё выше и выше. Кроме как издевательством над учителем и учеником это назвать нельзя. Я уж не говорю о грамотности этих сочинений! В выигрыше бессовестный списыватель, а не тот, кто пытается творить самостоятельно. И вот в этой безнадёжной ситуации нам предлагается выход — заметьте, выход для всех.

Что такое ЕГЭ? В первую очередь, чёткость требований, то, что так любят дети и что они так редко получают. Во вторую очередь, это возможность повторения всех тем курса при подготовке, возможность систематизации, что тоже большая редкость. В третью очередь, это градация по способностям ученика: если он идёт в технический вуз и там не надо сдавать литературу, он может, не обманывая ни себя, ни окружающих, честно показать свои знания, пусть и небольшие, не рискуя своим будущим, а уделяя всё внимание профилирующим предметам.

Теперь мне хочется высказать крамольную мысль: а зачем так настаивать на обязательном экзамене по литературе? Боже мой, с каким удовольствием я буду на уроках с ребятами читать, обсуждать, спорить, не скованная ненавистной необходимостью “анализа” для подготовки к сочинению. Это просто дамоклов меч, висящий над нами уже сколько лет! О каком творческом подходе можно говорить в такой ситуации! А представьте положение несчастного ученика, у которого дома и в компании (давайте откровенно) давно разговаривают в основном на нецензурном языке, а нормальную речь он слышит только на уроках. Такой ученик в лучшем случае может ответить на вопрос по тексту, но составить связное высказывание… Сколько интересных бесед я смогу провести с учениками, сколько написать сочинений-миниатюр, сколько мнений смогу выслушать, если не надо будет заставлять их писать эти бесконечные жвачные “литературные” сочинения! “Точность и краткость — главные достоинства прозы” — эту мысль Пушкина как-то мы подзабыли.

А для учеников-гуманитариев чем плох ЕГЭ? С полпинка он ответит на тестовые вопросы, а потом с удовольствием напишет два сочинения небольшого (!!!) объёма: ответит на проблемный вопрос и проанализирует стихотворение или эпизод из текста. Я с громадным интересом просмотрела демонстрационный вариант в Интернете, потом прочитала вашу критику и считаю, что ваши замечания касаются мелочей, а не принципиальных моментов. Да, какие-то вопросы в тестах спорны. Но ведь и вывешен этот вариант, очевидно, для обсуждения конструктивного (дельные замечания по формулировкам тестовых вопросов в статье И.Щербины «…А мы всё ставим каверзный ответ и не находим нужного вопроса» в № 48 газеты «Литература» за 2003 год). Да, два сочинения — это сложно. Но ведь и предназначены они для продвинутых учеников, будущих филологов, журналистов, искусствоведов. Сдав такой экзамен, получаешь не только аттестат, но и пропуск в гуманитарный вуз. Это личный выбор ученика, а не докучная необходимость.

А показать своё развитие речи и умение анализировать текст наш выпускник обязан на экзамене по русскому языку в части С, так что эта главнейшая задача обучения никуда не уйдёт. Зато соревноваться в бесчестности наши дети, очень надеюсь, перестанут, по крайней мере, такой шанс ЕГЭ им даёт.

Так что я двумя руками голосую за ЕГЭ!