Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2004

Я иду на урок

Нравственно-эстетические ценности в новелле К.Г. Паустовского «Старый повар». Интегрированный урок в 9-м классе

Я ИДУ НА УРОКК.Г. Паустовский и Т.А. Паустовская (справа). Париж, 1957.

Людмила БЕЛЯКОВА,
г. Рыбинск,
Ярославской обл.


Интегрированный урок в 9-м классе

Нравственно-эстетические ценности в новелле К.Г. Паустовского «Старый повар»

Цели

— углубление представлений об общих закономерностях развития русской культуры;

— выявление наиболее характерных закономерностей формы, содержания, поэтики литературного и музыкального материала;

— формирование у учащихся представлений о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного изучения произведений литературы и музыки;

— развитие способностей к выработке самостоятельных суждений и обобщений на основе анализа литературных и музыкальных произведений.

Музыкальное оформление урока

В.Моцарт. Симфония № 40 (фонограмма); В.Моцарт. Соната № 24 (фортепиано).

Художественное оформление урока

Рисунки ассоциативного характера, подготовленные учениками дома.

Урок проводят Ткаченко Ю.Н., учитель русского языка и литературы; Белякова Л.М., учитель мировой художественной культуры.

Оформление доски

Словарь урока Тема
В.Моцарт (1756–1791)
градация
крещендо
параллелизм
вариации
интерпретация
симметрия
В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного… (К.Паустовский)

— ассоциативные рисунки (после обсуждения снимаются с доски);
— в ходе урока задаётся основа алгоритма.

I. Эмоциональное погружение в урок через вопросы ассоциативного характера.

Ю.Н. Здравствуйте, ребята!

Л.М. Приветствуем всех, кого объединил сегодня наш урок.

Ю.Н. Как настроение? Дайте словесное описание своему настроению.

Л.М. Друзья мои, согласитесь, что словами передать свои чувства очень сложно. А какой вид искусства реализует эту задачу?

Ю.Н. А слова? То есть литература направлена на оформление наших мыслей. Вдумайтесь в название темы урока, перенесите в тетрадь и прокомментируйте.

Л.М. Мир наполнен красками, звуками, эмоциями. Человек лишь тогда в полной мере откроет мир для себя, если сможет одновременно и видеть, и слышать, и чувствовать.

Ю.Н. (Читает эпиграф.) Найдите синонимические слова в теме и эпиграфе урока (ценностипрекрасного ---> сердце).

Л.М. Да, путь к прекрасному лежит только через сердце.

Ю.Н. Настроить струны ваших сердец доверено сегодня Угловой Лене. (Чтение стихотворения М.Инвенсена «Послушай: музыка вокруг».)

А это арфы нам напели, рояль, и скрипка, и гобой!

А какие инструменты слышали вы, когда читали новеллу К.Паустовского «Старый повар»? (Учащиеся делятся первичным впечатлением от прочитанного.)

Л.М. Ваши домашние рисунки проиллюстрировали сильный душевный отклик на произведение. Но для коллективного диалога инициативная группа выбрала вот этот рисунок. (Учащиеся рассматривают рисунок.) Озвучьте его цитатами из новеллы.

“Я вижу всё это”, “Это яблони распустились за одну только ночь”, “…и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов”, “Открой окно, Мария”.

II. Комплексный анализ новеллы.

1. Мелодекламация эпизода новеллы (от слов “Клавесин пел полным голосом…” до слов “Я вижу это” на фоне фортепианной музыки Моцарта). (Читают наизусть учителя.)

2. Ю.Н. (Литературоведческий анализ новеллы.) Какова композиционная роль этого эпизода? Докажите примерами из текста, что это кульминационный момент. Какими средствами достигается такая экспрессия чувств? (Градация, параллелизм, цветопись, звукопись.)

3. Слово о Моцарте (ведёт Белякова Л.М.).

— И это всё стало возможным благодаря музыке В.Моцарта. Его называли любовно “сыном Вены”. Музыкальная карьера началась в семь лет, короткая (35 лет), но звёздная судьба: он сочинил и аранжировал 626 произведений, среди них оперы, симфонии, серенады.

— Какую роль сыграл Моцарт в жизни старого повара?

4. Монологические ответы учащихся. «Значение музыки Моцарта в духовном возрождении героев».

III. Аналитическая работа учащихся (заполнение алгоритма).

Ю.Н. Я думаю, после таких глубоких суждений вам нетрудно будет понять предложенный алгоритм. В чём его своеобразие? Прокомментируйте, опираясь на текст.

В результате работы появляется такая запись:

“умирал слепой старик” (бедность)

“…а с тёмного неба падали холодные капли дождя” (холод одиночества)

“…пристально и весело посмотрел в лицо умирающему” (луч надежды)

 

“…может, зачтено вам как подвиг любви” (искупление греха) “…клавесин пел полным голосом” (возвращение к жизни)
“хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии” (любовь к ближнему) “…и клавесин запел торжественно” (родство душ, гармония в душе и в жизни)
“хотел бы ещё раз увидеть Марту, солнце и сад” (заветное желание) “Я вижу, сударь!” (радость жизни, восторг от полноты чувств)
“…стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега”    

Таруса. Кабинет писателя. Фото Н.Н. Соловьёва.Л.М. Какие цветы, по вашему мнению, увидел старик?

Ю.Н. А каким сад представляете вы? Возвратитесь к финалу новеллы. Что делает этот финал и всё произведение оптимистичным? (Заря разгоралась.)

IV. Звучит соната № 24 В.Моцарта.

Л.М. Прочитана, нет, прожита новелла. А музыка Моцарта и музыка Паустовского всё продолжает звучать. Пушкин создал роман в стихах. По аналогии с этим примером как бы вы определили жанр произведения Паустовского? (Романс в прозе.)

V. “Новое” обращение к эпиграфу. Выводы.