Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2004

Читальный зал

МИР ПАУСТОВСКОГО: Избранные страницы / Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского; Редколлегия журнала «Мир Паустовского» / Ответственный за выпуск М.Холмогоров. М.: Мир Паустовского; Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2003. 456 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

МИР ПАУСТОВСКОГО: Избранные страницы / Московский литературный музей-центр К.Г. Паустовского; Редколлегия журнала «Мир Паустовского» / Ответственный за выпуск М.Холмогоров. М.: Мир Паустовского; Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2003. 456 с. МИР ПАУСТОВСКОГО:
Избранные страницы
/
Московский литературный
музей-центр
К.Г. Паустовского;
Редколлегия журнала
«Мир Паустовского» /
Ответственный
за выпуск М.Холмогоров.
М.: Мир Паустовского;
Нижний Новгород: ДЕКОМ,
2003. 456 с.

Среди множества повременных изданий, появившихся в посткоммунистической России, журнал «Мир Паустовского» уже имеет ранг ветерана: он выпускается десять лет. Кроме того, это едва ли не единственный российский журнал, посвящённый одному писателю. Вместе с тем современные, всем хорошо известные обстоятельства публикации и распространения периодики заставили редколлегию журнала собрать книгу избранного из вышедших номеров (всего их 21). В итоге получился, можно сказать, том-послесловие к существующим сегодня книгам Константина Паустовского.

Я имею в виду не только самое полное на сегодняшний день девятитомное собрание его сочинений (М., 1981–1986), но и появившееся не так давно издание «Повести о жизни» с подробными комментариями сына писателя, ныне, к сожалению, покойного Вадима Константиновича Паустовского (1925–2000). Первые три книги вышли в московском издательстве «Современный писатель» в 1993 году, а последующие три выпустил «ДЕКОМ» только в 2002-м. В итоге читатели получили не только авторитетный текст, может быть, главного труда Паустовского, но и множество материалов, создающих этому произведению широкий литературный и историко-культурный контекст: от переписки писателя и различных документов до множества редких, впервые опубликованных фотографий. Вадим Константинович оказался не только достойным сыном своего отца, но и замечательным исследователем: он создал ценнейший, возвышенный над обстоятельствами личной судьбы комментарий, примерный, пожалуй, не только для паустовсковедения.

Вот и в рецензируемой книге он автор нескольких работ, среди которых особый интерес вызывают его воспоминания «Серебряное колечко» (вообще раздел воспоминаний радует своей непарадностью по отношению к главному герою, множеством ярких подробностей времени). Есть в книге и неизвестный Константин Паустовский: маленькая повесть «Пыль земли Фарсистанской» и страницы из уничтоженной писателем второй книги «Золотой розы».

Любопытна поэтическая антология Паустовского (составитель Илья Комаров): подборка стихотворений Николая Гумилёва и Осипа Мандельштама, упомянутых, процитированных писателем в его книгах. Думается, этот бесхитростный подход может быть полезным и в школьной практике: именно его простота помогает понять своеобразие литературы, увидеть тонкие взаимосвязи, существующие между разными произведениями.

И ещё к тому же: педагогический опыт дал мне убеждение, что историю литературы порой лучше изучать не по учебникам, а по живым свидетельствам современников. Создателям сборника «Мир Паустовского» (главный редактор журнала — Галина Корнилова) удалось не только разносторонне представить облик известнейшего, поистине хрестоматийного писателя, но и открыть перед читателем немало драматических страниц истории русской литературы советского периода. Хочется надеяться, что эта полезная, под стать прозе Паустовского изящная книга не затеряется в нынешних навалах глянцевой макулатуры.

С.Д.