Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №3/2004

Читальный зал

ДИАСПОРА: новые материалы. Выпуск 5 / Ответственный редактор Олег Коростелёв. Париж - СПб.: Athenaeum - Феникс, 2003. 752 с.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ДИАСПОРА: новые материалы. Выпуск 5 / Ответственный редактор Олег Коростелёв. Париж — СПб.: Athenaeum — Феникс, 2003. 752 с. ДИАСПОРА:
новые материалы.
Выпуск 5
/
Ответственный редактор
Олег Коростелёв.
Париж — СПб.:
Athenaeum — Феникс,
2003. 752 с.

Более двух лет назад в «Литературе» (2001. № 40) довелось писать об альманахе «Диаспора», сосредоточенном на публикации и исследовании памятников российского культурного наследия, оказавшихся за рубежами родины. Тогда, с удовлетворением отметив его научную основательность, я высказал опасение, что публикация здесь материалов с продолжениями может привести к печальному итогу: у всех есть наготове примеры того, как в наше экономически вихревое время обрывались самые добрые начинания.

Сейчас с удовлетворением должен признать несостоятельность своих опасений. «Диаспора» продолжает издаваться, и её свежий, пятый выпуск вновь настраивает на неспешное, вдумчивое чтение. Перед нами уже третья часть работы Рашита Янгирова «В кадре и за кадром: Российские кинематографисты за рубежом (1924–1930)» и продолжение яркой, читающейся как доподлинный детектив, статьи Олега Будницкого «Дипломаты и деньги», повествующей о судьбе золотого запаса императорской России (так называемое “колчаковское золото”). Начата публикация и нового исследования — «Российское музыкальное издательство. Первое десятилетие: В Берлине и Москве» Виктора Юзефовича.

Как обычно, кроме так сказать деликатесных блюд, читатели «Диаспоры» найдут в этом выпуске немало насущно полезного. Все знают о союзе Бурлюка и Маяковского, но что знают? Теперь можно получить свидетельство из первых уст: печатается стенограмма выступления Давида Бурлюка в московском музее Маяковского (1956). “Я был для Маяковского счастливой встречей”, — считал “отец русского футуризма”.

С каждой новой публикацией из наследия Георгия Адамовича всё яснее представляется творческая мощь этой личности, значение сделанного им для создания полноценной истории русской литературы ХХ века, истории, в которой особенно нуждается современная российская школа. В пятой «Диаспоре» читатель найдёт подготовленные Н.А. Богомоловым сто писем Адамовича к другому русскому интеллектуалу-изгнаннику — Юрию Иваску, а также письма Адамовича Ирине Одоевцевой (публикация Ф.А. Черкасовой).

В этом номере «Литературы», посвящённом изучению творчества Блока, уместно будет обратить внимание на такой, например, тезис Адамовича, зовущий к обсуждению: “Есенин в поэзии — «дома», делает что хочет, держится как хочет, без всякой позы. Сравните с Блоком. Конечно, Блок гораздо больше, но рядом с Есениным он почти всегда — литература, в дурном смысле. Есенин действительно прост, а это качество такое редкое, что трудно им не восхититься” (с. 407).

И наконец, не могу не отметить достойный финал новой «Диаспоры» — подготовленную редактором альманаха О.А. Коростелёвым работу «Печатное дело русского зарубежья в исследованиях и документах», скромно обозначенную как “материалы к библиографии”. В действительности это ёмкий справочник, который поможет очень многим — от старшеклассников и студентов до опытных литературоведов — при обращении к миру нашей культуры в изгнании, миру, который до сих пор всё ещё приходится называть “затерянным”.

С.Д.
Рейтинг@Mail.ru