Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №48/2003

События и встречи

«Истинное просвещение соединяет нравственное развитие с умственным»

ТРИБУНАПьер-Аугуст Ко. «Миг раздумья». Франция, 1837–1883 гг.

Н.М. СВИРИНА,
научный руководитель
Ассоциации гимназий
Санкт-Петербурга


«Истинное просвещение соединяет нравственное развитие с умственным»

Так называлась тема сочинения, присланная из учебного округа на выпускной экзамен в Первую Киевскую гимназию, где учился тогда К.Г. Паустовский. То было сто лет назад. В теме не было проблемы для выпускников тех лет, потому она показалась гимназистам “гробовой”, то есть скучной. Интересно, что бы написали на эту тему нынешние выпускники? Выбрали бы они её? Освещает ли сегодня урок литературы и сама литература в целом эту сторону жизни для наших учеников? Какова нынче роль урока литературы, переставшего выполнять, как в советские времена, социальный заказ?

По инициативе словесников Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга мы провели выборочный блиц-опрос в гимназиях и школах нашего города. Нас интересовало собственное отношение сегодняшних старшеклассников к уроку литературы, к той смысловой и нравственной нагрузке, которую он несёт. Старшеклассникам были предложены следующие вопросы:

№ 1. Нужны ли уроки литературы в школе?

№ 2. Повлияли ли уроки литературы на Ваше отношение к книгам, на характер Вашего чтения?

№ 3. Зачем нужно изучать литературу в школе?

На вопросы отвечало более 500 гимназистов и школьников. Время проведения опроса — октябрь 2003 года.

На вопрос № 1 “Нужны ли уроки литературы в школе?”

а) “да” ответили 99% гимназистов и 88% школьников;

б) “нет” — соответственно 1% гимназистов и 12% школьников.

Последняя цифра говорит прежде всего о необходимости усиления гуманитарной составляющей в школьном образовании.

По поводу вопроса № 2 — “Повлияли ли уроки литературы на Ваше отношение к книгам, на характер Вашего чтения?” — мнения разделились так:

а) “да” — 79% гимназистов и 91% школьников;

б) “нет” — 21% гимназистов и 9% школьников.

Если гимназисты-старшеклассники фактически единодушно считают, что урок литературы должен быть, то характер чтения, выбор книги каждый пятый гимназист считает своим личным делом, не связывая это действо с уроком. Как в любом явлении, здесь видны две стороны вопроса: во-первых, большая свобода, которую ощущают гимназисты в сравнении со школьниками при выборе круга чтения, не всегда диктуемом школьной программой. Это объясняется более широким гуманитарным развитием, чему гимназии уделяют немало внимания; во-вторых, в очередной раз приходится отмечать, что школьная программа по литературе в некоторых случаях не становится интересной ученикам. Следствие этого — поиск ими своего круга, своей области чтения. В утешение себе можно отметить, что во всех поколениях школьники “под партой” читали произведения, не входящие в школьную программу, чему посвящено много выразительных сюжетных эпизодов в русской классической литературе. Например, Алёша Пешков (Горький, «Детство») с одноклассниками упивается сказкой Андерсена «Соловей», герои повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» “читали Ната Пинкертона”, гимназист Тёма (Гарин-Михайловский, «Детство Тёмы») “во втором классе уже читал Гоголя, Майн Рида, Вагнера и втянулся в чтение”. Очевидно, пока будет существовать список обязательной для чтения учеников литературы, будут и ученики, его игнорирующие или дополняющие другой, более отвечающей интересам возраста и поколения литературой.

Ответы на третий вопрос (при общем положительном впечатлении старшеклассников от уроков литературы) дают возможность задуматься о том, какую роль играет литература, которую мы изучаем в школе, в жизни, системе ценностей, самоопределении нынешнего поколения.

По направлениям, указанным как варианты ответов, полученные данные по убывающей выглядят так:

Гимназисты

1. Литература развивает культуру речи (80%).

2. Благодаря художественной литературе мы получаем представление о людях предыдущих эпох (71%).

3. Урок литературы рождает интерес к литературе, искусству; формирует художественный вкус, способствует освоению культурных традиций (69%).

4–5. (Поровну, 53%.) Урок литературы позволяет погрузиться в мир художественных переживаний героев произведений и прожить их опыт.

Литература оживляет факты, известные из уроков истории, географии, основ философии и т.д.; расширяет представление о том, что дают другие школьные предметы.

6. Помогает понять культурные, социально-политические, общественные явления современной жизни.

7. Другое:

— интересен сам урок;

— литература, которую мы изучаем в школе, обогащает духовный мир;

— помогает понять себя и других, посмотреть на одну и ту же ситуацию с разных сторон;

— развивает эрудицию и помогает писать сочинения, готовит к экзамену.

Школьники

1. Литература развивает культуру речи (70%).

2. Урок литературы позволяет погрузиться в мир художественных переживаний героев произведений и прожить их опыт (61%).

3. Благодаря художественной литературе мы получаем представление о людях предыдущих эпох (48%).

4. Урок литературы рождает интерес к литературе, искусству; формирует художественный вкус, способствует освоению культурных традиций (39%).

5. Литература оживляет факты, известные из уроков истории, географии, основ философии и т.д.; расширяет представление о том, что дают другие школьные предметы (30%).

6. Другое:

— интересен сам урок;

— возможность сформировать и высказать собственное мнение о прочитанном;

— необходимо, чтобы сдать экзамены;

— возможность на устном предмете обсуждения каких-либо проблем, заложенных в литературном произведении, всем классом.

Очевидно, что школьникам важна возможность коллективного общения посредством текста, важна и необходима такая составляющая урока, как умение понять и высказать свое отношение к прочитанному.

Качественно отношение к литературе у школьников и гимназистов находится в одном русле.

Ответы, которые дали старшеклассники, могут внушить оптимизм: ведь мы понимаем, что речь идёт о программных произведениях, большая часть которых давно отнесена к классике — и тем не менее наша классическая литература, не рекламируемая, давно вытесненная на задний двор лёгким “чтивом”, — воспринимается старшеклассниками как безусловно положительное явление, необходимое им.

С другой стороны, те направления, которые указывают нам наши ученики, должны заставить задуматься о целях преподавания литературы в школе — ведь то, что отмечают ребята, и есть их цель в “освоении” нашего предмета, при чтении книги. Выделим ещё раз то, что первично для наших учеников в чтении для урока литературы:

сформировать ясную речь, читая классику; следовательно, только урок литературы оставил за собой право и возможность формировать и контролировать речь. А уроки русского языка? Очевидно, там время в большей степени уходит на прямое обучение правилам, нежели на собственно речь ребенка. Таким образом, литература остаётся чуть ли не единственным оазисом, а точнее, приютом культуры речи — как же долго в таком случае учитель литературы сможет противостоять речевому хулиганству, уже завоёвывающему общество?

узнать о жизни, культуре, людях предшествующих эпох;

понять, что чувствуют персонажи литературных произведений, сопереживать им;

в процессе устного урока, анализируя ответы одноклассников, формировать собственное мнение по поводу прочитанного.

Всё это — важные для старшеклассников составляющие их развивающегося сознания, совершенно не зависящие от места их обучения, — важное для формирования личности и находящее осуществление на уроках литературы — как может быть проверено и замерено с помощью тестов?

Может быть, школа (гимназия, лицей) является сегодня, благодаря самоотверженным педагогам-словесникам, единственным местом, где важность литературного наследия продолжает доказываться — и успешно, как видно из полученных ответов. Если общество нынче почти без боя сдаёт культурные позиции и место долго лидировавшей литературы уверенно занимает поп-культура — то неужели и учителя, платящие за каждый читающий класс большим куском своей жизни, позволят воцариться воинствующему невежеству?

Наверное, стоит поверить опыту прошлого. Рядом с выросшим в культуре, в уважении к прошлому человеком всегда стоит настоящий учитель литературы. Мы глубоко убеждены, что теперь необходимо тщательно и с любовью изучать и пропагандировать опыт тех учителей литературы и русского языка, ученики которых грамотно говорят, читают и готовы уже в свою очередь выступать за, а не против культуры. Это будет глубоко нравственным шагом. Вспомним тему сочинения столетней давности: «Истинное просвещение соединяет нравственное развитие с умственным». У наших детей есть ещё это нравственное отношение к литературе как просветительству. Дело остаётся за взрослыми.