Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №48/2003

Архив

Министру образования Российской Федерации

ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК

Министру образования
Российской Федерации

Уважаемый господин министр!

Учителя Санкт-Петербурга в целом поддерживают идею необходимости конструктивного преобразования российской школы. Но многое всё же вызывает обеспокоенность. В частности, отсутствие открытого коллективного обсуждения многих важнейших изменений в системе экзаменов по таким предметам, как русский язык и литература. Это отсутствие гласности и некоторая поспешность принимаемых решений вынуждают педагогическую общественность со вниманием относиться не только к документам Министерства и материалам печати, но и слухам и высказываемым устно мнениям, поскольку, как известно, повлиять можно только на то, что ещё не облечено в букву закона.

В частности, опасения вызывают сведения о возможности объединения в один Единый государственный экзамен двух таких разных предметов, как русский язык и литература. На наш взгляд, такое объединение является нецелесообразным и даже неправомочным по целому ряду причин. Главные из них:

— русский язык и литература — разные предметы, имеющие каждый свои цели и задачи, свои программы, свою, особую область исследования и постижения для ученика;

— русский язык и литература — основополагающие предметы школьной программы, формирующие культурно-языковой фундамент личности, и объединение их в один экзамен повело бы к обесцениванию каждого из них;

— русский язык и литература — трудные предметы, и уменьшение экзаменационного времени (один экзамен вместо двух) и времени на подготовку к экзамену является прямым нарушением прав ребёнка, шагом на пути к дегуманизации процесса обучения.

Только такой вид аттестационного испытания, как сочинение, предоставляет возможность проверить знания, умения и навыки учащихся сразу в двух предметах, как по русскому языку, так и по литературе, поскольку является полным, целостным высказыванием на заданную литературную тему. Единый государственный экзамен в тех формах, которые были представлены в Демонстрационных вариантах ЕГЭ, такой возможности не даёт. К тому же педагогами Санкт-Петербурга был высказан целый ряд претензий к содержанию тестов данных Демонстрационных вариантов.

Мне доподлинно известно, что абсолютное большинство учителей русского языка и литературы Красногвардейского района Санкт-Петербурга (более сорока школ) придерживаются тех же взглядов, которые выражены в этом письме.

Хотелось бы надеяться, что голос учителей Санкт-Петербурга будет услышан специалистами Министерства образования РФ и их решения будут взвешенными и обоснованными, учитывающими весомость и специфику предметов.

Алексеева Татьяна Васильевна,
методист по русскому языку и литературе района

От редакции

Это письмо в октябре 2003 года обсуждалось на совещании словесников одного из крупнейших районов Санкт-Петербурга — Красногвардейского. Более сорока учителей выразили желание поставить под ним свои подписи: Аверина Н.Т., гимназия № 196; Буртонова Н.В., школа № 127; Деменкова Н.Н., школа № 143; Колосова М.Д., школа № 143; Белокурова С.П., гимназия № 405; Полякова Т.И., гимназия № 405; Викторова В.А., гимназия № 405; Ремезова Т.Ю., школа № 164; Мисник С.Э., лицей «Аристос»; Купаташвили К.М., Школа № 127; Филатова Н.А., школа № 129; Аршинова З.Г., Международный лицей № 664; Можайская Л.Е., школа № 133; Тимошина Е.Г., школа № 133; Лысенкова Н.Н., школа № 125; Киржакова А.И., школа № 161; Карева О.В., Александринская гимназия № 628; Плетнева Л.А., Александринская гимназия № 628; Рудая О.Е., школа № 140; Мазнева Н.Ф., школа № 141; Яремчук Т.В., школа № 147; Симакова А.Н., школа № 147; Адамович В.В., школа № 182; Воронкова Т.В., школа № 151; Давыденкова Н.А., школа № 160; Баган Н.М., школа № 173; Монахова И.Е., школа № 173; Неволович Г.М., школа № 191; Андреева Т.А., гимназия № 177; Коваленко Т.В., гимназия № 177; Курбатова О.Л., школа № 180; Смирнова О.А., школа № 188; Шеставина Т.П., школа № 195; Пищенко Л.В., гимназия № 196; Галошина Н.Г., школа № 198; Быстрова Л.В., школа № 233; Коганкова В.А., школа № 491; Хлебникова Л.А., школа № 515; Глушкова В.С., школа № 532; Алексеева Ю.В., школа № 532; Саакян В.Г., лицей № 533; Белорукова С.В., школа № 562; Карпова И.В., Международный лицей № 664; Курылева Ю.Б., Международный лицей № 664.